Заявление об установлении факта применения политических репрессий

Содержание

Образец заявления в районный (городской) суд об установлении факта применения административной политической репрессии в виде раскулачивания (или другого вида административной репрессии), а также факта конфискации имущества

Заявление об установлении факта применения политических репрессий

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И МАТЕРИАЛЫ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ ПРАВ ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ
ПРИЛОЖЕНИЯ
РЕАБИЛИТАЦИЯ ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ

ОБРАЗЦЫ ЗАЯВЛЕНИЙ ДЛЯ РЕШЕНИЯ В СУДЕ ВОПРОСОВ РЕАБИЛИТАЦИИ, ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПРАВ И ВОЗВРАТА, ВОЗМЕЩЕНИЯ ИЛИ КОМПЕНСАЦИИ ЗА НАСИЛЬСТВЕННО КОНФИСКОВАННОЕ, ИЗЪЯТОЕ ИЛИ ИНЫМ ПУТЕМ ОТНЯТОЕ ИМУЩЕСТВО

Памятка:

Количество экземпляров заявления в суд должно соответствовать числу участвующих в процессе. Заверенные копии документов прилагаются в одном экземпляре.

В случае отрицательного судебного решения или вынесения письменного судебного определения об оставлении заявления без рассмотрения рекомендуем немедленно обратиться в правозащитный центр или в Пермскую ассоциацию жертв политических репрессий (г. Пермь, ул. Куйбышева, 14, к. 201). Еще лучше обратиться туда за консультацией до подачи заявления в суд.

Приложение 27

Образец заявления в районный (городской) суд об установлении факта применения административной политической репрессии в виде раскулачивания (или другого вида административной репрессии), а также факта конфискации имущества.

Примечания:

1.

К другим видам административных политических репрессий относятся:

  • депортация в числе репрессированных народов;
  • насильственное выселение из мест проживания по классовому, социальному, национальному, религиозному или иному признаку;
  • привлечение к принудительному труду в условиях ограничения свободы;
  • иные лишения или ограничения прав и свобод, в том числе помещение на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения по решению административных органов.

2. Заявление подается в суд по месту жительства после получения отказа органов МВД в реабилитации из-за отсутствия документальных сведений о применении репрессии.

3. Если было также конфисковано имущество и имеются подтверждающие это свидетели, то есть смысл сразу доказать это в суде.

В народный суд………………………………р-на (города)

Пермской области (г. Перми)

От гр-на …………………………………………..,19……. г. р.

Адрес: ………………………………………………………………

Заинтересованные лица: Пермский региональный

правозащитный центр: 614006, г. Пермь,
ул. Куйбышева,14, к. 203, ИЦ ГУВД Пермской области.

(Заинтересованным лицом может быть областная или городская, районная комиссия по восстановлению прав репрессированных.)

ЗАЯВЛЕНИЕ

об установлении фактов, имеющих юридическое значение:

факта применения незаконной политической репрессии

и факта конфискации (или лишения иным путем) имущества в связи с применением незаконной политической репрессии

На основании ст. 1, 2, 3в и 7 Закона РФ “О реабилитации жертв политических репрессий” и п.

5 Положения о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 926 и в соответствии со ст.

247- 249 ГПК РСФСР прошу уважаемый суд установить факт применения политической репрессии в виде раскулачивания (или указать другой вид административной политической репрессии) нашей семьи в составе: …………..

(перечислить всех членов семьи или раскулаченного крестьянского двора, их года рождения) в 19.. году в деревне …………… (городе, селе, хуторе), ………. сельсовета, …………района, ……………

области (края), а также факт конфискации (лишения) всего (или части) нашего имущества: ………………… (перечислить) и насильственной высылки (депортации) на спецпоселение (в ссылку, высылку, на поселение) в …………. район ………….. области, края (либо насильственного выселения из родного дома и с места проживания по так называемой 3-й категории раскулачивания).

Прошу суд установить в констатирующей части своего решения факт применения указанной политической репрессии по отношению к ……………………………………………. (перечислить главу и всех членов репрессированной семьи) и факт конфискации (лишения) перечисленного имущества.

Учитывая, что имущество нашего крестьянского двора согласно п. 67 Земельного Кодекса РСФСР от 1 декабря 1922 г. принадлежало всем членам двора в полном его составе, независимо от пола и возраста, прошу признать мое право и право моих оставшихся в живых братьев и сестер как совладельцев имущества на получение возмещения (компенсации или на возврат) за конфискованное имущество в равных долях.

(Если политическая репрессия не была связана с раскулачиванием или с крестьянским двором, то в тексте последний абзац исключить.)

Установление перечисленных юридических фактов мне (и моим братьям и сестрам) необходимо для восстановления моих (наших) прав в соответствии с Законом РФ “О реабилитации жертв политических репрессий”.

В связи с тем, что документальные данные о репрессии (в том числе о выселении, поселении, высылке, ссылке) в архивах не сохранились, прошу установить перечисленные выше юридические факты по свидетельским показаниям: …………………………………………. (перечислить Ф. И. О. свидетелей, их местожительство, возраст).

Учитывая возраст и состояние здоровья свидетелей, на основании ст. 62 ГПК РСФСР прошу суд допросить свидетелей в месте своего пребывания либо принять свидетельские показания в письменном виде, заверенные нотариусом (представителем местного самоуправления).

На основании ст. 16 Закона РФ “О реабилитации жертв политических репрессий” прошу освободить меня от уплаты госпошлины и возмещения судебных издержек.

Прилагаю следующие копии документов:

(Приложить ответы из Госархивов, архивов местных органов власти, сельсоветов, информационных центров МВД и других органов власти; копии документов, косвенно подтверждающих репрессию, конфискацию (лишение) имущества; письменные свидетельские показания, заверенные нотариусом или местным органом власти; копии свидетельств о рождении, о браке оставшихся в живых членов репрессированной семьи; копии свидетельств о смерти главы семьи, других членов семьи.)

Примечания:

Текст скорректировать в зависимости от конкретных обстоятельств.

В случае, если семья уже реабилитирована, речь может идти только о факте конфискации, изъятия или лишения иным путем имущества.

В этом случае следует подать заявление в суд по форме следующего образца.

Копии свидетельских показаний и свидетельств о рождении и смерти должны быть заверены нотариусом или заменяющим его работником, либо при подаче заявления в суд должны быть предъявлены для обозрения подлинники.

К оглавлению

Источник: https://www.coast.ru/referats/librery1/editions/perm1/4_27.htm

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 марта 2016 г. N 26-КГ15-73 Суд отменил принятые ранее судебные постановления и принял по делу новое решение, которым отказал в удовлетворении заявления об установлении факта применения политических репрессий, поскольку законодательством о реабилитации не предусмотрена возможность установления в судебном порядке факта применения политических репрессий в виде ссылки, высылки, направления на спецпоселение; кроме того, материалы дела не содержат документальных сведений о применении к родителям заявителя политических репрессий в административном порядке, их ссылке, высылке в Киргизскую ССР

Заявление об установлении факта применения политических репрессий

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Кликушина А.А.

судей Юрьева И.М. и Вавилычевой Т.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бадаева И.Т. об установлении факта применения политических репрессий

по кассационной жалобе представителя МВД по Республике Ингушетия Коригова М.A. на решение Назрановского районного суда Республики Ингушетия от 9 апреля 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Ингушетия от 25 июня 2015 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Кликушина А.А., выслушав объяснения представителей МВД по Республике Ингушетия Марьяна Г.В. и Честнейшего Е.А., поддержавших доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Бацаев И.Т. обратился в суд с заявлением об установлении факта применения политических репрессий. В обоснование заявленного требования указал, что его родители до 1944 года постоянно проживали в с. Али-Юрт Назрановского района, Чечено-Ингушской АССР.

В 1944 году вместе со всеми представителями чечено-ингушской национальности его родители высланы с места постоянного проживания и направлены в Киргизскую ССР. Заявитель родился … г. в с. … … района Киргизской ССР.

Письмом Информационного центра при МВД по Республике Ингушетия от 10 марта 2015 г. в выдаче справки о реабилитации жертв политических репрессий заявителю отказано со ссылкой на отсутствие сведений, подтверждающих родственные отношения Бадаева И.Т. с отцом.

Установление факта применения политических репрессий необходимо ему для установления надбавок к пенсии.

Решением Назрановского районного суда Республики Ингушетия от 9 апреля 2015 г. заявление удовлетворено.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Ингушетия от 25 июня 2015 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе представитель МВД по Республике Ингушетия Коригов М.А. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, как незаконных.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Кликушина А.А. от 18 февраля 2015 г. кассационная жалоба представителя МВД по Республике Ингушетия передана с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что имеются основания для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При вынесении оспариваемых судебных постановлений такие нарушения норм материального и процессуального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций.

Как установлено судом, Бацаев И.Т. родился … г. в … района … ССР (л.д. 3).

Письмом Информационного центра при МВД по Республике Ингушетия от 10 марта 2015 г. в выдаче справки о реабилитации жертв политических репрессий заявителю отказано со ссылкой на отсутствие сведений, подтверждающих родственные отношения Бадаева И.Т.

с Бадаевым Туганом, а именно свидетельства о рождении. Для установления имеющего юридическое значение факта Бадаеву И.Т. разъяснено право обратиться в суд по месту проживания в порядке статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (л.

д. 2).

Удовлетворяя заявление и признавая установленным факт применения к Бадаеву И.Т.

политических репрессий, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что исторический факт применения ко всему ингушскому народу репрессий со стороны государства, как и факт последующей реабилитации, является общеизвестным и в соответствии с частью 1 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит доказыванию.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что с выводами судебных инстанций нельзя согласиться по следующим основаниям.

Согласно статье 1 Закона РФ от 18 октября 1991 г.

N 1761-1 “О реабилитации жертв политических репрессий” (далее – Закон о реабилитации) политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в том числе в виде выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.

В соответствии с частью 1 статьи 1.1 Закона о реабилитации подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении.

Подлежат реабилитации лица, которые по политическим мотивам были, в том числе, подвергнуты в административном порядке ссылке, высылке, направлению на спецпоселение (пункт “в” статьи 3 Закона о реабилитации).

В силу статьи 6 Закона о реабилитации заявления о реабилитации могут быть поданы самими репрессированными, а равно любыми лицами или общественными организациями.

Заявления подаются по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о применении репрессий, либо по месту жительства заявителя, в отношении лиц, указанных в пункте “в” статьи 3 настоящего Закона, – в органы внутренних дел.

Органы внутренних дел по заявлениям заинтересованных лиц или общественных организаций устанавливают факт применения ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы и иных ограничений прав и свобод, установленных в административном порядке, и составляют заключение и выдают справку о реабилитации или сообщают об отказе в выдаче такой справки.

Решение органов внутренних дел об отказе в выдаче справки о реабилитации может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном для обжалования неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан (статья 7 Закона о реабилитации).

Как видно из дела, Министерством внутренних дел по Республике Ингушетия в выдаче справки о реабилитации жертв политических репрессий Бацаеву И.Т. отказано со ссылкой на отсутствие сведений, подтверждающих родственные отношения Бадаева И.Т. с Бадаевым Т., а именно свидетельства о рождении.

Сведений об обжаловании заявителем в установленном законом порядке решения органа внутренних дел об отказе в выдаче справки о реабилитации жертв политических репрессий материалы дела не содержат.

Впоследствии Бацаев И.Т. обратился в суд в порядке статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с заявлением об установлении факта применения политических репрессий, ссылаясь на то, что его родители в 1944 году были высланы с места постоянного проживания и направлены в Киргизию.

Суд, удовлетворяя заявление Бадаева И.Т. об установлении факта применения политических репрессий, руководствовался положениями статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

Между тем Законом о реабилитации не предусмотрена возможность установления в судебном порядке факта применения политических репрессий в виде ссылки, высылки, направления на спецпоселение, статьей 7 данного Закона предусмотрен специальный несудебный порядок установления таких фактов органами внутренних дел с возможностью дальнейшего обжалования решения данного органа.

При таких обстоятельствах указанный заявителем факт не подлежал установлению в порядке главы 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующей производство по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение, что не было учтено судами первой и апелляционной инстанции.

Кроме того, документальных сведений о применении к родителям заявителя политических репрессий в административном порядке, их ссылке, высылке в Киргизскую ССР материалы дела не содержат.

С учетом указанных обстоятельств у суда отсутствовали основания для удовлетворения заявления Бадаева И.Т. об установлении факта применения политических репрессий.

Судебная коллегия находит, что допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, в связи с чем судебные постановления подлежат отмене.

Поскольку по делу установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения заявления, однако судом допущена ошибка в применении норм материального и процессуального права, Судебная коллегия полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления.

Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Назрановского районного суда Республики Ингушетия от 9 апреля 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Ингушетия от 25 июня 2015 г. отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления Бацаева И.Т. об установлении факта применения политических репрессий отказать.

Председательствующий Кликушин А.А.

Гражданин обратился в суд с заявлением об установлении факта применения политических репрессий.

Как пояснил заявитель, установление такого факта необходимо ему для получения надбавок к пенсии.

К его родителям в 1944 г. были применены политические репрессии (высылка).

Заявитель пытался получить через ОВД справку о реабилитации жертв политических репрессий. Однако в этом было отказано (из-за отсутствия свидетельства о рождении).

Суды двух инстанций согласились с доводами гражданина.

СК по гражданским делам ВС РФ не поддержала такую позицию и указала следующее.

Закон о реабилитации жертв политических репрессий закрепляет, что понимается под указанными репрессиями.

Это различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в т. ч. в виде выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение.

Подвергшимися таким репрессиям и подлежащими реабилитации признаются дети, находившиеся вместе с репрессированными родителями или теми, кто их заменял, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении.

По закону заявления о реабилитации могут быть поданы самими репрессированными, а равно любыми лицами или общественными организациями.

В соответствии с ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

Между тем Законом о реабилитации не предусмотрена возможность установления в судебном порядке факта применения политических репрессий в виде ссылки, высылки, направления на спецпоселение.

Нормы закона закрепляют специальный внесудебный порядок установления таких фактов органами внутренних дел с возможностью дальнейшего обжалования их решений.

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71271418/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.