Высшую юридическую силу имеет

Юридическая сила нормативных правовых актов: иерархия НПА

Высшую юридическую силу имеет

Прежде чем переходить непосредственно к иерархии НПА по юридической силе, повторим, что собственно такое нормативно-правовой акт, и поговорим о правовой природе Конституции РФ.

НПА — это основной источник права в современном государстве. Не всякий официальный документ является НПА. Обязательные признаки НПА приведены на схеме.

Теперь о Конституции РФ. Конституция — это не просто закон, это закон законов для конкретного государства. В частности, для РФ Конституция имеет наивысшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны (ст. 15 Конституции РФ). Никакие прочие НПА не могут противоречить Конституции.

Много споров существует о том, можно ли называть Конституцию законом. Системный анализ норм (в т. ч. положений самой Конституции) позволяет сделать вывод, что термины «конституция» и «закон» не равнозначны. Например, в ч. 1 ст. 15 Конституции РФ эти понятия четко разграничиваются.

В целом можно подобрать следующие юридические определения Конституции.

Иерархия законов по юридической силе

Нормативно-правовые акты по юридической силе (по мере убывания сверху вниз) можно представить следующим образом.

Остановимся на соотношении юридической силы законов субъектов РФ и федеральных НПА. Из анализа ст. 76 Конституции РФ и ст. 3 закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 06.10.1999 № 184-ФЗ можно сделать вывод о приоритете регионального НПА над федеральным, если он принят:

  • вне пределов ведения РФ;
  • вне пределов совместного ведения РФ и субъектов РФ.

Таким образом, если те или иные правоотношения находятся либо в ведении только РФ, либо в совместном ведении РФ и субъекта РФ, то приоритет отдается закону РФ. Если же мы говорим о предмете ведения только субъекта РФ, то и приоритет уже за законом РФ.

Иерархия подзаконных актов

Отметим, что классификация НПА по юридической силе включает не только Конституцию РФ и законы, но и подзаконные акты, среди которых (на федеральном уровне):

  • Указы Президента;
  • постановления и распоряжения Правительства РФ;
  • ведомственные акты (приказы, инструкции, методические рекомендации и др. документы органов исполнительной власти: министерств, ведомств, федеральных служб и агентств).

Подзаконные акты издаются на основе и во исполнение законов. Они носят вспомогательный характер, предназначены для конкретизации и толкования норм законов, могут также устанавливать новые нормы, но в любом случае не могут противоречить законам и должны им соответствовать.

Подзаконные акты могут быть изданы и на уровне субъекта РФ, а также муниципальных образований. Силу свою они будут распространять, разумеется, в пределах соответствующего субъекта или муниципального образования.

Какой нормативный акт выше по юридической силе — Конституция РФ или международный договор

В последнее время все большую популярность получает версия, что Конституция РФ все же имеет большую юридическую силу по отношению к международному договору (мы говорим о силе НПА внутри нашей страны).

Обратите внимание! Конституция признается особым НПА наивысшей силы для государства и ставить его в один ряд с прочими законами страны неверно.

В пользу версии о более высокой юридической силе Конституции РФ по сравнению с международными договорами говорит и п. 6 ст. 125 Конституции РФ: «Не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению».

Соотношение общих и специальных норм права

По объему регулирования общественных отношений нормы права подразделяют на общие и специальные. Так, первые регулируют определенный род общественных отношений, а вторые обладают всеми теми же признаками, что и общая норма, но конкретизируют некоторые из них.

Например, есть общие нормы, регламентирующие порядок заключения кредитного договора (ст. 819–821 Гражданского кодекса РФ). Однако в отношении потребительского кредита существуют также специальные нормы — ст.

7 закона «О потребительском кредите (займе)», которые, по сути, относятся к той же отрасли права, однако регулируют уже конкретный вид общественных отношений (в данном случае именно потребкредит) с учетом характерных для него особенностей.

Когда возникает конкуренция общей и специальной нормы (т. е. они друг другу противоречат), приоритет отдается специальным нормам. Это доктринальное правило, оно не прописано в общем виде в законе.

Однако порожденные им правила встречаются в НПА постоянно:

  • непосредственно в тексте общей нормы (например, оговорка «если иное не предусмотрено законом»);

Источник: https://rusjurist.ru/studentu/yuridicheskaya-sila-normativnyh-pravovyh-aktov-ierarhiya-npa/

Какой правовой акт обладает высшей юридической силой?

Высшую юридическую силу имеет

Правила, которые устанавливает государство, многолики. Арсенал власти не ограничивается только законами и судебными решениями.

Чтобы механизм регулирования отношений работал слаженно, нужна иерархия — один акт должен подчиняться другому. Граждане, которые не имеют юридической подготовки, слабо представляют себе структуру правовых актов в России.

Юридическая консультация — надежный способ выявить место конкретного правового акта в общей системе.

Получи первичную консультацию от нескольких компаний бесплатно:
оформи заявку и система подберет подходящие компании!

По этой услуге подключено 50 компаний

Начать подбор в несколько кликов >

Что такое правовой акт?

Законодательство не содержит прямого определения правового акта. Это исключительно теоретическое понятие. Согласно современным представлениям, правовой акт обладает следующими признаками:

  • официальностью;
  • юридической силой;
  • направленностью на конкретных субъектов.

Помимо этого, правовой акт принимается и устанавливается в строго определенном порядке. Обычный гражданин без каких-либо полномочий не может составить такой документ.

Есть следующие типы актов:

  • нормативные (НПА);
  • подзаконные;
  • индивидуальные.

НПА — это классические законы, которые принимаются Парламентом РФ. Подзаконные нормативные акты — документы, которые издаются органами гос. власти. Индивидуальные правовые акты — односторонние властные действия по решению конкретного вопроса.

Правовые акты: кто сильнее?

Чтобы понять, какой правовой акт обладает высшей юридической силой, необходимо детальнее разобраться с разновидностями издаваемых документов. Юридическая сила документации в России подчинена строгой иерархии.

Начнем с индивидуальных правовых актов, ключевым признаком которых является однократное властное решение. Такой документ называется индивидуальным, так как он направлен на конкретного субъекта.

Действие акта прекращается после окончания регулируемых отношений. Примером индивидуального правового акта является решение властного субъекта.

Это могут быть награждения, увольнение, присвоение премии и другие организационные моменты.

Следующий тип — подзаконные акты, которые регулируют определенную область общественных отношений. Примеры:

  • указы Президента РФ;
  • приказы министерств;
  • постановления Правительства РФ.

Их смысл — урегулировать конкретные вопросы и установить порядок в узкой области человеческих отношений. Подзаконные акты принимаются только компетентными государственными органами и местным самоуправлением.

НПА в системе иерархии занимают центральное место. Именно они играют ключевую роль в определении высшей юридической силы конкретного документа.

Нормативный правовой акт издается в виде федеральных законов (ФЗ). Смысл законов — установить фундаментальные правила общественных отношений.

В отличие от индивидуальных решений, нормативные не направлены на отдельных субъектов. Они воздействуют на неопределенный круг лиц.

Но федеральные законы бывают разными. В системе НПА есть «ядро», которое определяет весь скелет законодательства в целом. Это Конституция РФ, которая является Основным законом России.

Все остальные акты подчинены Конституции РФ и не в состоянии ей противоречить — она обладает высшей юридической силой.

Классические нормативные акты в виде законов не могут менять содержание Конституции РФ — им не хватит юридической силы.

Единственная разновидность правовых актов, которая может добавлять и менять содержание Конституции РФ — это федеральные конституционные законы (ФКЗ).

Теперь, когда известны особенности каждого типа актов, можно составить конкретную систему и определить юридическую силу. В России действует следующая иерархия:
  1. Конституция РФ.
  2. ФКЗ.
  3. ФЗ.
  4. Подзаконные акты (постановления, указы, приказы, распоряжения).
  5. Решения.

Среди всех правовых актов наивысшей силой обладает Конституция РФ. Ей подчинены все остальные документы. Сам Основной закон вне конкуренции. После Конституции РФ идут законы.

Различные постановления и приказы называются подзаконными не просто так. Такое наименование напрямую указывает на их подчиненность законам.

Чем обширнее охват правового акта, тем большей силой он обладает. Нетрудно проследить, что иерархия начинается с наиболее общих принципов общественных отношений и заканчивается индивидуальными властными решениями, которые затрагивают лишь отдельных субъектов.

На практике однако существуют постоянные споры по поводу юридической силы двух, казалось бы, равнозначных правовых актов.

К примеру, что обладает большей правовой силой — Гражданский Кодекс РФ или Федеральный закон об обществах с ограниченной ответственностью? Чтобы разобраться, какой из актов обладает высшей юридической силой по сравнению с другим, стоит обратиться к профессиональному юристу за консультацией.

Источники:

Виды правовых актов

Конституция РФ

Источник: https://rtiger.com/ru/journal/kakoi-pravovoi-akt-obladaet-vysshei-yuridicheskoi-siloi/

Юридическая сила Высшая сила актов в суде | Суворов

Высшую юридическую силу имеет

Выберите букву

Юридическая сила закона или любого иного нормативно-правового акта определяется положением органа, издавшего тот или иной акт, в общей системе законодательных органов, его компетенцией и, соответственно, характером самих актов. По сути, это соотношение нормативных актов на предмет обоснованности и соотносить их с актами более высокой юридической силы.

Что такое Юридическая сила

Юридическая сила это категория, связанная с положением нормативно-правовых актов в иерархии таких актов, а также их действием и значением для тех или иных общественных объединений.

В системе НПА есть «ядро», которое определяет весь скелет законодательства в целом. Это Конституция РФ, которая является Основным законом России. Все остальные акты подчинены Конституции РФ и не в состоянии ей противоречить — она обладает высшей юридической силой.

Высшая сила закона

Высшая правовая сила закона состоит в том, что все иные нормативно-правовые акты (такие, как, к примеру, указы президента, постановления правительства, приказы и распоряжения министерств и ведомств и т.д. и т.п.) издаются на основании и во исполнение закона и не могут ему противоречить.

Высшая юридическая сила конституции — это особое юридическое свойство, отличающее ее от других актов. 

Оно заключается в том, что:

  • нормы Конституции всегда имеют перевес над положениями иных законов, а тем более актов исполнительной власти; 
  • законы и подзаконные акты должны приниматься предусмотренными в Конституции органами и по установленной ею процедуре; 
  • в случае противоречия закона Конституции он либо отменяется, либо приводится в соответствие с ней.

Юридическая сила актов

  • законов РФ о поправках к Конституции РФ;
  • федеральных конституционных законов;
  • федеральных законов (в том числе кодексов).
  • подзаконные акты (постановления, указы, приказы, распоряжения).
  • решения.

В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.

Законы

Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным анием. Являясь законом, Конституция РФ — правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Законы РФ принимаются в виде:

  • законов РФ о поправках к Конституции РФ;
  • федеральных конституционных законов;
  • федеральных законов (в том числе кодексов).

Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.

К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации. 

Подзаконные акты

Подзаконные акты — это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.

Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.

  1. Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.
  2. Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.
  3. Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.

Решения

Примером индивидуального правового акта является решение властного субъекта. Это могут быть награждения, увольнение, присвоение премии и другие организационные моменты.

В арбитражном процессе

Арбитражные суды обязали учитывать соотношение нормативных актов. Конституционный суд обязал арбитражные суды проверять применяемые нормативные акты на предмет обоснованности и соотносить их с актами более высокой юридической силы.

Проверить положения Гражданского и Арбитражного процессуального кодексов РФ, которые устанавливают порядок рассмотрения дел с опорой на приоритет нормативных актов, попросил предприниматель из Саратовской области Владимир Жуков.

Областной КУГИ пытался взыскать с него долг по аренде за земельный участок и пени, причем с применением повышающего коэффициента, который установил местный совет депутатов для участков под торговые объекты.

Арбитражный суд области не принял во внимание довод бизнесмена о том, что решение совета противоречит актам большей юридической силы.

При этом тот же нормативный акт был отменен еще на первом этапе рассмотрения дела Жукова в областном суде, но не был признан недействующим в судебном порядке, а на момент начисления платы имел силу. Бизнесмен оказался должен около 85 тысяч рублей.

«В моем деле арбитражные суды исходили из того, что проверка обоснованности установления методики расчета арендной платы, в том числе на предмет ее экономической обоснованности, производится при рассмотрении дела об оспаривании нормативного акта», — указал Жуков в жалобе и напомнил, что подобные дела относятся к подведомственности судов общей юрисдикции, — «Поскольку нормативный правовой акт в части повышающего коэффициента не был признан недействующим, в том числе по мотиву несоответствия принципу экономической обоснованности, он подлежит применению».

По мнению заявителя, такой подход арбитражных судов противоречит статье 120 Конституции РФ, поскольку та прямо гласит, что «суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом». О том, что это несоответствие должно быть закреплено судебным решением, в Основном законе страны нет ни слова.

КС счел положения статьи 12 ГК РФ и статьи 13 АПК РФ не противоречащими Конституции, но дал обязательные к применению инструкции.

«Эти положения предполагают обязанность арбитражного суда, рассматривающего гражданское дело, проверить нормативный правовой акт, подлежащий применению (включая утративший юридическую силу), на соответствие нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу», — указал Конституционный суд РФ, — «В том числе, если о противоречии между ними заявляет лицо, участвующее в деле, и в случае установления такого противоречия — вынести решение в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу».

Иными словами, арбитражный суд обязан не только знать законы, но и проверять нормативные акты, применяемые в деле, на соответствие им. И учесть, если на несоответствие укажут участники процесса. Дело Жукова пересмотрят.

Источник: https://suvorov.legal/yuridicheskaya-sila/

О приоритете международного права над национальным

Высшую юридическую силу имеет

15 января 2020 года Владимир Путин в послании Президента Федеральному Собранию вынес на обсуждение ряд конституционных изменений. Первое среди них – изменение, гарантирующее приоритет Конституции над требованиями международных договоров и решениями международных органов. 

Давайте разберемся с юридической стороной этого вопроса.

Что есть сейчас

В соответствии с частью 1 статьи 15 Конституции РФ 

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

То есть в Конституции  установлено верховенство Основного закона над внутренним правом. Однако нас интересует выше ли Конституция международного права. Прямо на это Конституция ответа не дает.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции РФ

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

При внимательном прочтении этой нормы видно, что ей предусмотрен приоритет международных договоров над законами.

Значит для ответа на вопрос о том, выше ли Конституция международного права, и в частности международных договоров, нужно понять является ли Конституция законом в смысле этой нормы, то есть сказано ли в части 4 статьи 15 о том, что международный договор выше Конституции. Для ответа на этот вопрос нужно узнать официальное толкование этой нормы.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд (КС) дает толкование Конституции.

В соответствии со статьей 6 того же ФКЗ решения КС обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

В силу полномочия КС на толкование Конституции и обязательности его решений правовые позиции этого специального суда составляют неотъемлемую часть самой Конституции и подлежат непосредственному применению как любой закон. Значит если КС сформулировал позицию по вопросу соотношения Конституции и международного права, то мы должны непосредственно применять эту позицию, и принимать изменения в Конституцию нет необходимости.

Так вот такая позиция была сформулирована в пункте 2.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 14.07.2015 N 21-П. Более того, она проходит красной нитью через все Постановление. КС пишет:

Вместе с тем, как следует из Конституции Российской Федерации, ее статей 4 (часть 1), 15 (часть 1) и 79, …, ни Конвенция о защите прав человека и основных свобод как международный договор Российской Федерации, ни основанные на ней правовые позиции Европейского Суда по правам человека, …, не отменяют для российской правовой системы приоритет Конституции Российской Федерации и потому подлежат реализации в рамках этой системы только при условии признания высшей юридической силы именно Конституции Российской Федерации.

Таким образом, КС однозначно решил вопрос о соотношении Конституции и международного права: Конституция имеет приоритет в силу суверенитета Российской Федерации, верховенства Конституции как основного закона и недопустимости имплементации в правовую систему государства международных договоров с нарушением конституционных предписаний.

Итак, мы выяснили каково существующее регулирование.

Что предлагают

Президент Путин, внеся предложение, сказал следующее: 

Необходимо внести изменения, которые гарантируют приоритет Конституции. Это означает буквально следующее: требования международных договоров и решения международных органов могут действовать только в той части, когда они не противоречат нашей Конституции.

То есть, фактически предложено закрепить в Конституции правовую позицию КС, которая итак имеет юридическую силу и непосредственное применение.

Не критикуя данное предложение по существу, скажу о трудностях реализации данного предложения. Дело в том, что статья 15 Конституции, которую мы рассматривали, относится к основам конституционного строя РФ (глава 1 Конституции) и в силу статьи 135 Конституции может быть пересмотрена только в особом порядке, также как и положения глав 2 и 9. Порядок этот следующий:

1. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.

2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

3.

Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями от общего числа его членов или выносится на всенародное ание. При проведении всенародного ания Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проало более половины избирателей, принявших участие в ании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Что написано в этой статье: для внесения изменений в статью 15 Конституции надо пройти ание в Парламенте, а затем созвать Конституционное Собрание, которое должно либо принять новую Конституцию (либо вынести ее проект на референдум) либо разойтись.

Проблема состоит в том, что федеральный конституционный закон, в соответствии с которым должно созываться и работать Конституционное Собрание, еще не принят, хотя проекты этого закона есть.

Да-да, Конституция (и данная 135 статья) вступила в силу в 1993 году, и с тех пор до настоящего времени такой важнейший закон не был принят. Что же делать?

Вариант 1. Принять ФКЗ о Конституционном Собрании и уже в соответствии с ним принимать изменения в статью 15. Если этого не сделать, конституционный порядок внесения изменений в Конституцию будет не соблюден.

Вариант 2. Внести изменения не в статью 15, а в статью 79 (глава 3 Конституции)[1].

В соответствии со статьей 79 Конституции 

Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

Предложение дополнить данную статью обоснованно в части приоритета Конституции над решениями международных организаций, но в части приоритета Конституции над международными договорами такое дополнение представляется обходом закона, а именно статьи 135 Конституции.

Вариант 3. Внести изменения не в статью 15, а в статью 125 Конституции (часть 2), то есть дополнить полномочия Конституционного Суда[2].

Сейчас КС не может проверять на соответствие Конституции вступившие в силу международные договоры, а проверка решений международных организаций возможна только силу пункта 3.

2 статьи 3 ФКЗ о Конституционном суде.

Предлагается дополнить полномочия КС так, чтобы он мог признавать международные договоры и решения международных организаций неконституционными и следовательно не подлежащими применению.

Это предложение в части полномочия по проверке конституционности вступившего в силу международного договора противоречит правовой позиции Конституционного суда, выраженной в Определении от 2 июля 2013 года N 1055-О.

КС пишет об этой позиции:

…проверка конституционности федерального закона о ратификации международного договора, в том числе по порядку принятия, по общему правилу, может быть осуществлена лишь до момента вступления данного международного договора в силу (который обычно не совпадает с моментом завершения процесса принятия соответствующего федерального закона о ратификации международного договора); иное не только противоречило бы общепризнанному принципу международного права pacta sunt servanda и ставило бы под сомнение соблюдение Российской Федерацией добровольно принятых на себя международных обязательств…

Я поддерживаю первый вариант. А Вы что думаете?

[1] Вариант предложен Дмитрием Камышевым – https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2020/01/15/820648-kak-izmenit-konstitutsiyu

[2] Вариант предложен Алексеем Елаевым – https://zakon.ru/blog/2020/01/15/predlozheniya_prezidenta_po_reformirovaniyu_konstitucii_kratkij_kommentarij

Источник: https://zakon.ru/discussion/2020/1/16/o_prioritete_mezhdunarodnogo_prava_nad_nacionalnym

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.