Судья должностное лицо

Если что-то кое-где у них порой

Судья должностное лицо

Группа депутатов Госдумы во главе с председателем комитета по безопасности Василием Пискаревым («Единая Россия») и его первым заместителем Дмитрием Савельевым (ЛДПР) внесла в Думу законопроект, позволяющий скрывать персональные данные (в том числе сведения об имуществе) судей, силовиков, сотрудников контролирующих органов и близких им людей даже при отсутствии угрозы их жизни и здоровью. Авторы проекта уверены, что он поможет защитить правоохранителей от угроз и спекуляций. Эксперт считает этот документ «хорошей, но неэффективной» попыткой ограничить интерес к теме коррупции.

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, в настоящее время «расширяется практика несанкционированного опубликования» сведений о частной жизни силовиков и судей, что «негативно влияет на осуществление ими своих полномочий». В связи с этим авторы предлагают внести изменения в закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

Согласно ст. 1 этого закона, госзащита предоставляется «при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество указанных лиц в связи с их служебной деятельностью» или из мести за эту деятельность.

Под действие закона подпадают судьи, прокуроры, полицейские, сотрудники ФСБ, ФСИН, ФСПП и ФСО, ряд категорий военных и росгвардейцев, а также работники контрольных органов, Счетной палаты, таможенники, налоговики и антимонопольщики.

При этом защите подлежат не только сами силовики и госслужащие, но и их «близкие родственники, а в исключительных случаях также иные лица».

Для обеспечения их безопасности государство может предоставить им охрану, выдать оружие, переселить, изменить место работы и даже внешность. Возможен также «временный запрет на выдачу персональных данных» защищаемых лиц, хранящихся в любых реестрах. Авторы законопроекта предлагают дополнить эту меру засекречиванием сведений об имуществе.

Сейчас засекречивание персональных данных защищаемых лиц допускается с момента их вступления в должность (правда, в законе не поясняется, при каких обстоятельствах это возможно).

Авторы законопроекта предлагают уточнить, что это касается в том числе сведений об имуществе и может применяться даже при отсутствии угрозы защищаемым лицам и распространяться на их близких.

Перечень лиц, имеющих право на «автоматическую конфиденциальность», определяется их руководителем, после чего ФСБ вправе запретить операторам персональных данных выдавать соответствующие сведения.

Исключения могут быть сделаны при расследовании уголовного дела или для исполнения требований антикоррупционного законодательства.

Как пояснил “Ъ” соавтор законопроекта единоросс Дмитрий Вяткин, закрытие информации не предполагает, что в отношении защищаемых лиц перестанет работать антикоррупционный контроль: «Эти граждане продолжат декларировать имущество, а органы, проверяющие правильность и достоверность этих сведений, продолжат делать соответствующие запросы и по-прежнему будут получать нужную информацию». Но благодаря поправкам станет возможно засекретить личную информацию большого количества госслужащих, «и это оправданно», уверен депутат: «Даже без угрозы жизни и здоровью может возникнуть ситуация, когда на человека окажут давление при принятии важных решений или расследовании резонансных дел. У нас некоторые деятели любят побравировать тем, что информацию о родне (судьи или силовика.— “Ъ”), его детях раскроют и т. д. Человек просто исполняет свой долг, а ему уже грозят! Мы же знаем, зачем это делается: поколебать уверенность и защищенность, оказать давление». При этом в ходе внутренних антикоррупционных проверок «людям приходится и попотеть, и побледнеть», и это гораздо эффективнее «шума в прессе», считает господин Вяткин.

Общественники и правозащитники, занимающиеся анализом сведений об имуществе и доходах чиновников, полагают, что «Госдума вышла на тропу войны с антикоррупционными расследованиями».

Помимо СМИ такие расследования публикуют, например, Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального, центр «Трансперенси интернешнл — Россия» (ТИ-Р), центр «Досье» Михаила Ходорковского, центр антикоррупционной политики «Яблока» и др.

В начале 2010-х годов данные о дорогой недвижимости российских силовиков и судей стали поводом для введения против них санкций в рамках «закона Магнитского».

Заместитель руководителя ТИ-Р Илья Шуманов считает проект депутатов «хорошей, но неэффективной» попыткой ограничить интерес к теме коррупции: «Закрытие этих данных приведет к еще большим скандалам, когда коррупционные сведения будут так или иначе где-то вылезать.

Есть альтернативные источники информации, а официальные реестры и сейчас мало что дают».

Улучшить имидж власти, по мнению эксперта, депутатам тоже не удастся, поскольку безусловный запрет на публикацию сведений об имуществе «еще больше подорвет и так ослабленное доверие к госслужащим».

Господин Шуманов также напоминает, что сейчас уже есть возможность скрывать имущество и иные сведения о чиновниках по закону о государственной охране, но список этих лиц никому не известен, поскольку является гостайной.

Если закон будет принят и, например, журналист распространит секретную информацию, то его могут привлечь к ответственности, считает партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Вадим Клювгант: «Учитывая, что решения о применении “меры защиты” публиковаться не будут, можно представить ситуацию, когда распространивший закрытую информацию человек даже не будет об этом знать. Получить ее он мог и до “закрытия”. В этом случае привлечение к ответственности невозможно: отсутствует вина, а объективное вменение недопустимо. Однако при нынешней практике это не является гарантией от преследования».

Кира Дюрягина

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4604847

Статус судьи в РФ

Судья должностное лицо

Статус судьи установлен системой взаимосвязанных норм, имеющихся в различных отраслях права. Речь идет не вообще о правовом положении судей как граждан, а о статусе судьи в силу его должностного положения как представителя судебной власти.

Закон определяет, что судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Правовой статус – это законодательно признанная совокупность основополагающих прав и обязанностей субъекта права, предопределяющая его социально-правовое положение.

Учёные не выработали единых критериев при отборе различных элементов для включения их в правовой статус.

Если права и обязанности – бесспорный элемент статуса, то такие элементы, как гарантии и ответственность до настоящего времени вызывают споры.

Правовой статус судей следует рассматривать в узком и широком смыслах. В узком смысле под правовым статусом судьи следует понимать правовое положение должностного лица судебной власти, осуществляющего правосудие.

Статус судьи в узком смысле определяется совокупностью должностных прав, обязанностей и юридической ответственностью, наступающей за невыполнение или ненадлежащее выполнение должностных обязанностей.

Хотя есть мнение, что ответственность нельзя включать в статус в качестве отдельного его элемента, так как она (ответственность) есть разновидность гарантий по реализации субъектом своих обязанностей, которыми его наделил закон.

В широком смысле правовой статус судей характеризуется также компетенцией (совокупностью прав и обязанностей), а также преференциями – гарантиями реализации прав и обязанностей (несменяемость, неприкосновенность, независимость) и особым порядком наделения кандидатов судейскими полномочиями, требованиями к кандидатам на должности судей, процедурой приостановления и прекращения полномочий.

Целью статуса судей является обеспечение компетентности, независимости и беспристрастности, которых каждый гражданин вправе ожидать от судебных инстанций и от каждого судьи, которому доверена защита его прав.*(1)

На судей возлагается осуществление весьма ответственных обязанностей: принятие общеобязательных решений, затрагивающих существенные права и законные интересы граждан, государственных и иных организаций, от них могут зависеть судьбы людей и их благополучие, поддержание законности и правопорядка.

Начиная с 1990-х гг. произошли значительные изменения судебной системы.

В разные годы были приняты Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», федеральные законы «Об исполнительном производстве», «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ», «О мировых судьях в РФ», «О финансировании судов РФ», Федеральный конституционный закон «О военных судах РФ», Уголовно-процессуальный, Гражданский процессуальный, Арбитражный процессуальный кодексы, Кодекс административного судопроизводства и др.
Конституция РФ, Закон РФ № 3132-1 от 26 февраля 1992 г. «О статусе судей в РФ», Кодекс судейской этики и другие правовые акты подробно устанавливают требования, предъявляемые к личности судьи, его профессионализму, этическим качествам и состоянию здоровья, поведению и взаимоотношению с участниками судопроизводства, различными организациями.

—————————————————-

*(1) Европейская хартия о статусе судей, ноябрь 1998 г. В качестве основного классификационного критерия деления судейских прав и обязанностей можно считать их отношение к главной судейской функции – отправлению правосудия. По этому критерию все принадлежащие судьям статусные права и обязанности условно поделим на два вида: 1. основные или процессуальные (непосредственно связанные с осуществлением правосудия);

2. вспомогательные (относящиеся к организации судебной власти и ее конституционно-правовым принципам).

Процессуальные права и обязанности – совокупность полномочий судьи по отправлению правосудия, т.е. полномочий по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских.

арбитражных, административных и конституционных дел (споров) в порядке, установленном процессуальным законодательством, а иногда также полномочий по обязательному толкованию норм права (создание прецедентов судебных). Данные права и обязанности имеют ярко выраженную процедурную направленность и устанавливаются преимущественно нормами процессуального законодательства.

Вспомогательные права и обязанности вытекают из высокого положения лиц судейского звания и связаны с обеспечением реализации функции по осуществлению правосудия, т.е. они непосредственно не связаны с отправлением правосудия, а направлены на создание условий для объективного, независимого и беспристрастного осуществления судьями своих полномочий.

По закону судьи как носители судебной власти независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону, несменяемы и неприкосновенны.

При этом независимость судьи обеспечивается требованиями закона о несменяемостьи и неприкосновенности, равенства прав судей, а также установленным порядком приостановления и прекращения полномочий, правом на отставку, обязательностью установленных процедур судопроизводства, запретом на любое вмешательство в судебную деятельность, предоставлением материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих статусу.

Правовой статус – то, что установлено законом.

Фактический статус судей может отличаться от установленного законом в силу ряда причин, о которых подробнее можно ознакомиться здесь.

При характеристике статуса (правового положения) судей весьма важно иметь в виду, что он (статус) в принципе является единым для всех судей, независимо от того, в каком суде они работают.

Но данное положение не означает, что судьи, работающие во всех судах, поставлены в абсолютно одинаковые условия. Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст.

118) судебная власть в РФ осуществляется посредством четырех видов судопроизводства: конституционного, гражданского, административного и уголовного.

Различия в статусах существуют, поскольку не может быть полного тождества в полномочиях судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, военного, общей юрисдикции и т. д. У них свои участки работы, а следовательно, свой круг полномочий. Различия правого положения судей допускается только в случае, если оно установлено законом.

Судьи являются одной из категорий государственных служащих, требующих повышенных гарантий защиты прав для поддержания авторитета судебной власти.

Статья 12. Единство статуса судей Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, – также и законами субъектов Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ “О судебной системе РФ” Статья 120 1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. 2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

Статья 121

1. Судьи несменяемы.

2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

Конституция РФ, 1993 г

Источник: http://advokat-zashchitnik.ru/konstitustionnoe_pravo/sudia_status.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.