Срок ответа на запрос суда

Судебный запрос. Что, как и почему

Срок ответа на запрос суда
Разместил: Московские Юристы Статьи наших юристов 31.05.2019

В ходе судебного разбирательства по делу, суды часто оформляют документы, поименованные “Судебным запросом”. При оформлении судебного запроса суд руководствуется статьями 56 и 57 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Таким образом, именно судом определяется, какой из сторон спора и какие именно обстоятельства должны быть доказаны, даже если ни одна из сторон на эти обстоятельства не ссылалась.

В соответствии со статьей 57 Гражданского процессуального кодекса РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства.

В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.

В ходатайстве об истребовании доказательства должно быть обозначено доказательство, а также указано, какие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, могут быть подтверждены или опровергнуты этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место нахождения доказательства. Суд выдает стороне запрос для получения доказательства или запрашивает доказательство непосредственно. Лицо, у которого находится истребуемое судом доказательство, направляет его в суд или передает на руки лицу, имеющему соответствующий запрос, для представления в суд.

Из вышеуказанного следует, что суд не настаивает на предоставлении каких-либо доказательств каждой из сторон по делу, а лишь оказывает содействие в сборе и представлении доказательств.

То есть сама обязанность доказывания лежит на каждой из сторон судебного разбирательства, суд лишь может по ходатайству какой-либо из сторон выдать запрос, позволяющей искомое доказательство получить и приобщить к материалам судебного дела.

Сам перечень доказательств достаточно подробно перечислен в статье 55 Гражданского процессуального кодекса РФ, согласно которой доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

При этом, нужно различать два разных основания для выдачи или направления судом запроса:

1. Суд может сам направить запрос, исходя из чисто формальных соображений, без оформления соответствующих ходатайств сторонами спора.

Например, если вы подали иск о выселении из жилого помещения, собственником которого вы (в момент подачи иска) ещё не являетесь. В этом случае вам известна фамилия одного или нескольких ответчиков, проживающих и зарегистрированных в спорном жилом помещении.

Но, поскольку доступ к информации о зарегистрированных в жилом помещении лицах ограничен, и вы ещё не являетесь собственником этого жилого помещения, то лично у вас не имеется правовых оснований для получения на руки Выписки из домовой книги, содержащей информацию о зарегистрированных в спорном жилье гражданах. В этом случае, поскольку могут быть затронуты интересы ряда лиц, ещё не привлеченных к участию в деле, суд может по собственной инициативе направить запрос о предоставлении Выписки из домовой книги, с целью уточнения состава участников судебного процесса в деле о выселении из спорного жилого помещения.

2. Суд может выдать запрос по ходатайству одной из сторон судебного спора, при соблюдении ряда условий, а именно:

  • Необходимо представить суду письменное ходатайство, в котором указать, какой именно документ (или иное доказательство) и откуда вы просите истребовать судебным запросом;
  • В ходатайстве об истребовании доказательств необходимо указать, какие именно обстоятельства могут быть подтверждены истребованием нужного вам документа (или иного доказательства);
  • Нужно сообщить суду о том, по какой причине у вас отсутствует получение требуемого документа или иного доказательства иначе, чем путем направления судебного запроса;
  • В случае, если требуемая информация не является закрытой (например, банковская тайна, закрытые сведения из ЕГРН и т.д.), то суду необходимо будет представить письменные подтверждения того, что вы пытались самостоятельно получить эти доказательства, и вам было письменно отказано в их предоставлении иначе, чем по судебному запросу.

Ходатайство об истребовании доказательств (направлении судебного запроса) рассматривается в судебном заседании. Суд выслушивает мнение всех участников судебного процесса, после чего решает вопрос о необходимости направления судебного запроса.

Заявить ходатайство об истребовании доказательств можно как в суде первой, так и в суде апелляционной инстанции.

Судебный запрос оформляется в письменном виде, с указанием в нем реквизитов суда, номера судебного дела, сторон спора, перечислением истребуемых судом документов и адресата, которому направлен этот запрос. Запрос подписывается судьей с проставлением непосредственно на подписи судьи печати суда.

В том случае, если ходатайство об истребовании доказательств судом удовлетворяется, судебный запрос может быть выдан на руки заявителю ходатайства или направлен адресату по почте.

В первом случае лицо, получившее запрос, расписывается в его получении, и такое лицо обязано на следующем судебном заседании предоставить суду копию запроса с отметкой о его принятии адресатом.

Во втором случае запрос направляется по почте, и к материалам судебного дела приобщаются почтовые документы, подтверждающие направление письма и его получение адресатом.

Ходатайство об истребовании доказательств всегда лучше оформлять в письменном виде. Суд может отказать в истребовании доказательств, указав на такой отказ в протоколе судебного заседания.

Однако, если отказ в истребовании доказательств будет немотивированным (то есть не будет указано, в связи с чем заявителю ходатайства отказано в выдаче/направлении судебного запроса), то приобщенное к материалам судебного дела письменное ходатайство об истребовании доказательств можно будет использовать в суде вышестоящей инстанции при обжаловании судебного решения, заявив о том, что судом нижестоящей инстанции не были учтены все обстоятельства дела, поскольку не были истребованы доказательства, перечисленные в приобщенном к материалам судебного дела письменном ходатайстве.

Таким образом, от того, насколько качественно и аргументированно составлено и заявлено в суде ходатайство об истребовании доказательств, во многом зависит, будет ли направлен судебный запрос, и, соответственно, будут ли получены сведения, необходимые заявителю ходатайства.

Юридически выверенная позиция сторон по получению и приобщению к материалам судебного дела всех необходимых доказательств (включая доказательства, полученные по судебным запросам), как правило, играет решающую роль при принятии судом решения об удовлетворении или отказе в удовлетворении рассмотренного иска.

Читайте ещё по этой теме:

Специалист Юридического Бюро «Егоров и Штауффенберг» Егоров Константин Михайлович Егоров К.М.

Источник: Московские юристы

Источник: https://www.kmcon.ru/articles/articlesourjurist/sudebnyj-zapros-chto-kak-i-pochemu.html

О сроках рассмотрения письменного обращения граждан

Срок ответа на запрос суда

Федеральный закон от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации») – основной действующий законодательный акт, специально посвященный порядку рассмотрения обращений граждан.
 

Одним из важных вопросов, касательно порядка рассмотрения обращений граждан, является верное исчисление сроков их рассмотрения и получение ответа на них.

Закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» устанавливает конкретные сроки рассмотрения обращений граждан

Под сроком рассмотрения обращений граждан понимается предусмотренный законом промежуток времени, в течение которого должно быть завершено рассмотрение по существу вопросов, изложенных в обращении, и гражданину направлен ответ. 

Значение установленных сроков заключается в том, что они:

– устанавливают определенный временной режим для реагирования на обращения граждан;
– способствуют оптимальному осуществлению гражданином своих прав, препятствуя, с одной стороны, неоправданному затягиванию рассмотрения его обращения, однако, с другой стороны, предоставляя компетентным органам и должностным лицам достаточно времени на реализацию своих прав и обязанностей.

По общему правилу, – государственному органу, органу местного самоуправления, должностному лицу предоставляется 30 суток со дня регистрации обращения для работы с ним.

Закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не содержит точных правил исчисления установленных в нем сроков. При этом ч. 1 ст.

3 предусмотрено, что правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, рассматриваемым Федеральным законом и иными федеральными законами.

Следовательно, при решении вопросов, не урегулированных Законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», должен быть применен системный подход к разрешению этих вопросов с применением, в частности, норм Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и других отраслей права.  

Подробнее об этом здесь.

Теперь, что касается 30-дневного срока рассмотрения письменного обращения.

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение 3-х дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение 7 дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

Как раз на случае этой переадресации обращения и стоит обратить особое внимание! 

На переадресацию должно уходить не более 10 дней (3 дня на регистрацию + 7 дней на переадресацию), при этом гражданину должны направить уведомление о том, что его обращение переслали в другой орган или другому должностному лицу, которые отвечают за решение вопросов. Но это не ответ, это лишь уведомление о перенаправлении.

В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение 7 дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или же соответствующим должностным лицам.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения

Подробнее о сроке, а точнее – о сроках:

3 дня на регистрацию + 30 дней на рассмотрение — это и есть законный срок рассмотрения обращений граждан (если не происходит перенаправлений обращения и т.п.). 

В случае перенаправления обращения этот срок незначительно увеличится согласно срокам на перенаправление, т.е. + 10 дней (3 дня на регистрацию + 7 дней на перенаправление).

В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного ч​. 2 ст​.

10 ​Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение​, ​​что подтверждается и судебной практикой.

Таким образом, с учетом требований статей 8, 10, 12​ Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»:

в случае, когда не требуется никаких пересылок, запросов и т.​п., срок рассмотрения составляет 33 дня (3 дня на регистрацию обращения + 30 дней на рассмотрение с момента регистрации). Без учета почтовой доставки. 

в случае, если ваше обращение перенаправляется в другой орган без дальнейших запросов куда-​либо, то срок рассмотрения составляет 43 дня (3 дня на регистрацию + 7 дней на перенаправление, затем опять 3 дня на регистрацию + 30 дней на рассмотрение с момента регистрации). ​То есть, к предыдущей схеме добавился срок на перенаправление и регистрацию у второго получателя. ​Без учета почтовой доставки. 
в случае перенаправления ​обращения, ​с последующими запросами и уведомлением о продлении срока рассмотрения​:​ +30 дней к максимальному сроку, который ​рассчитан в​ыше, т.е. 43 дня + 30 дней = 73 дня​Без учета почтовой доставки. 

​Из личной практики следует, что довольно часто уведомления о продлении сроков отправляют​ся уже с нарушением сроков, т.к. это уведомление должно быть направлено до истечения первого срока рассмотрения обращения в 30 дней.​ 

Источник: https://zakon.ru/blog/2017/3/24/o_srokah_rassmotreniya_pismennogo_obrascheniya_grazhdan

Сроки исполнения входящих документов, установленные законодательством

Срок ответа на запрос суда
Далеко не все входящие документы организация вольна исполнять в удобный для себя срок.

Дело в том, что для некоторых из них срок исполнения, возможность его продления и наказание за его нарушение установлены на законодательном уровне.

В первой части статьи, публикуемой в этом номере журнала, мы разобрались с официальными запросами / требованиями налоговых органов, силовых ведомств (полиции, Следственного комитета, прокуратуры), работников и Гострудинспекции.

Когда считается полученным?

Прежде чем переходить к рассмотрению сроков ответа на поступившие в организацию запросы, необходимо понять, с какого момента они исчисляются.

Дело в том, что в последние годы гражданское законодательство в этой части довольно заметно изменилось. Теперь действует принцип, что за своевременное получение почтовой корреспонденции отвечает сама организация (т.

е. все риски ее неполучения полностью несет получатель):

Фрагмент документа

https://www.youtube.com/watch?v=pzDL_gPsafs

Пункт 3 статьи 54 «Наименование, место нахождения и адрес юридического лица» Гражданского кодекса РФ

Пункт 3 статьи 54 «Наименование, место нахождения и адрес юридического лица» Гражданского кодекса РФ

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу…

Фрагмент документа

Статья 165.1 «Юридически значимые сообщения» Гражданского кодекса РФ

Статья 165.1 «Юридически значимые сообщения» Гражданского кодекса РФ

1. Заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

2. Правила пункта 1 настоящей статьи применяются, если иное не предусмотрено законом или условиями сделки либо не следует из обычая или из практики, установившейся во взаимоотношениях сторон.

Налоговая инспекция пошла еще дальше. Она нормативно установила, когда ее сообщение будет считаться полученным, даже если адресат его и не видел:

Фрагмент документа

https://www.youtube.com/watch?v=pzDL_gPsafs

Пункт 4 статьи 31 «Права налоговых органов» Налогового кодекса РФ

Пункт 4 статьи 31 «Права налоговых органов» Налогового кодекса РФ

В случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается 6-й день со дня отправки заказного письма.

В случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика…

Официальные запросы

Перейдем к рассмотрению специфики, установленной для определенных разновидностей документов, разбив их на группы по авторскому признаку.

Налоговые органы и органы финансового мониторинга

В нашей стране существует достаточно много властных органов, имеющих право требовать срочных ответов от вашей компании. Причем нарушение этих сроков может быть чревато серьезными последствиями. Начиная с ощутимых штрафов и заканчивая ликвидацией компании.

В настоящее время большинство запросов, входящих в организацию, можно разделить на 2 больших блока:

  • электронные запросы,
  • традиционные бумажные почтовые отправления.

Основным источником электронных запросов выступает налоговая инспекция и интегрированные в ее программное обеспечение органы контроля (например, Росфинмониторинг, который может направить запрос о бенефициарах). Электронные запросы от налоговых органов приходят через специализированные программы4 (через эти же программы компания сдает налоговые отчеты).

Как правило, запросы, поступающие из налоговой инспекции содержат информацию о сроке ответа на них. В ряде случаев срок строго регламентирован. Если законом он не определен, налоговая инспекция устанавливает срок исходя из разумных, на ее взгляд, представлений.

Таблица 1. Установленные законодательством сроки исполнения запросов, получаемых от налоговиков чаще всего

Налоговый кодекс РФ предусмотрел возможность исчисления сроков различными способами: начиная от года и заканчивая днями. Однако основным интервалом для измерения срока в налоговых отношениях являются рабочие дни.

Фрагмент документа

Статья 6.1 «Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах» Налогового кодекса РФ

Статья 6.1 «Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах» Налогового кодекса РФ

1. Сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.

2. Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.

3. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока.

При этом годом (за исключением календарного года) признается любой период времени, состоящий из 12 месяцев, следующих подряд.

4. Срок, исчисляемый кварталами, истекает в последний день последнего месяца срока.

При этом квартал считается равным трем календарным месяцам, отсчет кварталов ведется с начала календарного года.

5. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока.

Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

6. Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.

7. В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

8. Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока.

Если документы либо денежные средства были сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.

Посмотрим на примерах, как рассчитать срок представления затребованных документов.

Пример 1. Срок ответа на требование, направленное в бумажном виде через «Почту России», о представлении документов в рамках встречной налоговой проверки

В пятницу 01.12.2017 ИФНС № 28 направила заказным письмом через «Почту России» требование о предоставлении документов в рамках встречной налоговой проверки.

Источник: https://delo-press.ru/journals/documents/sovremennoe-deloproizvodstvo/47277-sroki-ispolneniya-vkhodyashchikh-dokumentov-ustanovlennye-zakonodatelstvom/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.