Равенство граждан перед судом
Содержание
- 1 Принцип равенства граждан перед законом и судом и особый порядок привлечения к ответственности судей
- 2 Принцип равенства граждан перед законом и судом
- 3 Равенство всех перед законом и судом
- 3.1 Принцип равенства граждан перед законом и судом, суть данного принципа
- 3.2 Суть равенства сторон перед судом
- 3.3 Суть равенства граждан и организаций перед законом
- 3.4 Случаи нарушения принципа равенства граждан перед законом и судом. Ответственность за данное нарушение
- 3.5 Кузнецов Федор Николаевич
Принцип равенства граждан перед законом и судом и особый порядок привлечения к ответственности судей
Конституция РФ
Статья 19
1. Все равны перед законом и судом.
2.
Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
ФЗ о судебной системе РФ
Статья 7. Равенство всех перед законом и судом
1. Все равны перед законом и судом.
2.
Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям.
Реализация принципа равенства не носит абсолютного характера. В законодательстве предусмотрены случаи неравного отношения к определенным категориям граждан, а также установлены привилегии для некоторых категорий лиц.
Говоря об определенных исключениях из принципа равенства, следует особо отметить следующие обстоятельства:
– все случаи неравенства должны быть четко и недвусмысленно указаны в законе;
– каждый из них должен обусловливаться объективными причинами, исключительными обстоятельствами;
– лишь в этих случаях и никаких других суд может допускать неравное отношение к различным категориям граждан.
Конкретные проявления начала неприкосновенности судьи, исключения в порядке уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях и дисциплинарного производства в отношении судьи закреплены в законе «О статусе судей в РФ». В соответствии с ним решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания может быть принято только квалифицированной коллегией судей.
Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается:
– в отношении судьи Конституционного суда РФ, судьи Верховного суда РФ, ВАС РФ, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области/округа, федерального арбитражного суда, окружного военного суда – судебной коллегии в составе 3 судей ВС РФ по представлению Генпрокурора РФ;
-в отношении судьи иного суда – судебной коллегией в составе 3 судей верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области/округа по представлению Генпрокурора РФ.
Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генпрокурором РФ на основании заключения коллегии, состоящей из 3 судей, о наличии в действиях судьи признаков преступления, при наличии на то согласия соответствующей квалификационной коллегией судей. Соблюдение такого же порядка необходимо для принятия решения о привлечении судьи в качестве обвиняемого.
Судебное решение о заключении судьи под стражу исполняется только с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей, а в отношении судьи Квалификационного суда РФ – только с согласия Конституционного суда РФ.Вопрос № 40. Общая характеристика законодательных и правовых источников уч-ого курса ПО.
Зак-ые и иные правовые акты – это действующие НА высших закон-ых, исп-ых и суд-ых органов власти, имеющие общее действие и регламентирующие пор-к создания, организации, построения и деят-сти ПО. Предметный признак, характеризующий НА – закрепление положений, определяющих построение ПО и организацию их деят-сти.
Это относится и к каждому ПО в отдельности. НА должен иметь не ограниченное время действие и распространяться на неограниченное кол-во фактов применения. Он должен действовать в пер-д времени изучения.
Источником уч-ого курса мб НА гос-ого органа, представляющего одну из ветвей гос-ой власти и обладающего правом принятия общеобязательных нормативных предписаний для отд-ых ПО.
По относимости регулируемых вопросов к ведению РФ или субъектов РФ НА можно подразделить на федеральные НА (акты фед-ых органов власти) и НА органов субъектов РФ.
В зависимости от принимающего НА субъекта можно выделить: акты органов зак-ой власти, акты органов исп-ой власти и акты органов суд-ой власти.
По кругу регулируемых вопросов НА мб универсальные, регулирующие организацию и деят-сть отд-ого ПО или определяющие отд-ые вопросы организации и деят-сти конкретного ПО.
В зависимости от юр-ой силы НА они подразделяются на Конституцию РФ, законы, подзаконные акты Президента и Правительства РФ и ведомственные НА.
НА об организации и деят-сти ПО в России мб классифицированы в зависимости от видов ПО и направлений их деят-сти. По этому основанию их можно подразделить на след-ие группы: общего действия; об организации и деят-сти судов; о прокуратуре и прокурорском надзоре; об органах МВД, ФСБ, таможни; об организации предварительного расследования; об органах юстиции; о нотариате; об адвокатуре.
Выдел-ся НА:
· НА органов законод-ой власти;
· НА органов исп-ой власти;
· НА органов суд-ой власти.
НА органов зак-ой власти принимаются Гос. Думой и Советом Федерации Фед-оно Собрания РФ, а также зак-ыми органами субъектов РФ, нап-р, Гос. Думой ТО. На терр-ии РФ продолжают действовать НА и тех зак-ых органов, кот-ые сущес-ли в СССР или РСФСР, в части, не противоречащей вновь принимаемым законам России.
К числу НА органов зак-ой власти относятся действующие в наст-ее время на терр-ии РФ: Конституция РФ, фкз, фз и законы РФ, основы законодательства РФ, кодексы РФ, законы РСФСР, иные НА существовавших ранее высших зак-ых органов власти, не отмененные или частично действующие на терр-ии РФ, конституции республик, входящих в состав РФ, и уставы иных субъектов РФ, законы субъектов РФ.
Офиц-ым изданием НА явл-ся: «Росс-ая газета», «Парламентская газета», «Собрание законодательства РФ», «Ведомости Федерального Собрания РФ», «Сборник фкз и фз».НА органов исп-ой власти носят подзаконный хар-р и не должны противоречить Конституции и законам РФ. Положения ст. 90 и 115 Конституции РФ закрепляют это правило. К числу НА органов исп-ой власти можно отнести:
· Указы Президента РФ
· Постановления Правительства РФ
· Совместные акты министерств и ведомств
· Ведомственные НА
Необходимо иметь в виду, что могут продолжать действовать и нек-ые НА Совета Министерств РСФСР, в части, не противоречащей нормативным актам РФ.
Источник: https://studopedia.ru/19_93435_printsip-ravenstva-grazhdan-pered-zakonom-i-sudom-i-osobiy-poryadok-privlecheniya-k-otvetstvennosti-sudey.html
Принцип равенства граждан перед законом и судом
Принцип равенства граждан перед законом и судом закреплен во многих законодательных актах. В Конституции РФ ему посвящена ст. 19, где сказано:“1. Все равны перед законом и судом.
Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации”.
Равенство перед законом — это одинаковое применение положений, закрепленных в законодательстве, ко всем организациям, должностным лицам и гражданам.
При этом имеются в виду не только предоставление прав, их реализация, но и возложение обязанностей, возможность применения и реальное применение ответственности в соответствии с теми законодательными актами, которые регламентируют осуществление правосудия.
Равенство перед судом не отличается существенно от понятия равенства перед законом. Оно означает наделение всех, кто предстает перед судом в том или ином качестве, равными процессуальными правами и соответствующими обязанностями.
Если, скажем, кто-то вызывается в суд в качестве свидетеля, то это значит, что он, независимо от своего происхождения, социального, должностного и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности и т.д., обязан явиться и дать правдивые показания.
Правила судопроизводства во всех судах, уполномоченных осуществлять правосудие, должны быть одинаковыми, независимо от каких-то личных свойств (скажем, имущественного достатка или бедности, профессии или занимаемой должности) того, кто привлекается к ответственности, признан потерпевшим, предъявил гражданский иск, является ответчиком по такому иску и т.д.
Закон, вместе с тем, предусматривает некоторые особенности судопроизводства, которые зависят от принадлежности гражданина к Вооруженным Силам РФ или иным военным структурам.
Но эти особенности проявляются лишь в том, что для лиц, состоящих на военной службе, или тех, кто приравнен к ним, установлены свои правила определения подсудности их дел. Рассматриваются такие дела не гражданскими, а военными судами.
Однако при этом должны полностью соблюдаться одинаковые для всех судов (и гражданских, и военных) правила судопроизводства и исключаться какие-то преимущества либо привилегии.
До сравнительно недавнего времени исключения из принципа, закрепленного в ст. 19 Конституции РФ, были редкостью.
Как это принято во многих демократических странах мира, российское законодательство устанавливало особый режим привлечения к уголовной ответственности и применения мер принуждения, к которым прибегают при производстве по уголовным делам (арест, обыск, задержание, привод и т. п.
), только в отношении главы государства и депутатов законодательных (представительных) органов.
Например, в ст. 98 Конституции РФ по данному поводу сказано следующее:“1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий.
Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц.
Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания”.Эти конституционные положения существенно уточняются и дополняются в ч. 1-3, 5 и 6 ст. 19, ч. 1 ст. 20 и ст. 21 Федерального закона “О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” от 8 мая 1994 г.
Приняты, как и в прежние времена, законы, предусмотревшие нечто подобное для членов местных представительных органов и некоторых выборных должностных лиц органов местного самоуправления (см.
, например, ст.
13 и 15 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” от 6 октября 1999 г.
Такую законодательную практику можно признать в целом понятной и в определенных пределах оправданной.
Она отражает стремление иметь дополнительные гарантии законности и обоснованности привлечения к уголовной ответственности и применения весьма острых мер принуждения к лицам, занимающим особое положение постольку, поскольку они принимают активное участие в политической жизни.
Дополнительные гарантии — средство, ограждающее прежде всего от преследований по политическим мотивам. Как показывает российский и зарубежный опыт, такие гарантии в принципе нужны в любом по-настоящему демократическом государстве.
Вместе с тем в последние годы введение различного рода изъятий из общего правила о равенстве всех перед законом и судом приобретает характер нарастающей тенденции.
Появились законы, ставящие в особые условия многих должностных и не должностных лиц.
В их числе оказались зарегистрированные кандидаты на должность Президента РФ и в депутаты, члены комиссий по проведению выборов и референдумов с правом решающего голоса, судьи всех судов, прокуроры и следователи прокуратуры, адвокаты, сотрудники органов федеральных служб охраны, безопасности, внешней разведки, правительственной связи и информации при исполнении ими своих служебных обязанностей, Председатель, заместители Председателя, аудиторы и инспектора Счетной палаты РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ и др.
Представление о том, какие конкретно изъятия из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом предусматриваются для названных лиц, можно получить при ознакомлении, например, со следующими актами:Перечень актов… о тех, кто НАД законом
- ч. 6 ст. 42 Федерального закона “О выборах Президента Российской Федерации” от 10 января 2003 г.;
- ч. 18 ст. 29 и ч. 4 ст. 41 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” от 12 июня 2002 г.;
- ч. 3 ст. 47 Федерального закона “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” от 20 декабря 2002 г.;
- ст. 16 Закона о статусе судей;
- ст. 42 Закона о прокуратуре;
- ч. 4 ст. 17 Федерального закона “О федеральной службе безопасности” от 3 апреля 1995 г.;
- ч. 1-3 ст. 29 Федерального закона “О Счетной палате Российской Федерации” от 11 января 1995 г.;
- ч. 8 ст. 40 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” от 6 октября 2003 г.;
- ч. 1 ст. 12 Федерального конституционного закона “Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации” от 26 февраля 1997 г.
- ст. 447-452 УПК;
- ч. 3 ст. 8 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре.
http://base.garant.ru/10103670/#16
Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/printsip-ravenstva-grazhdan-pered-zakonom-i-sudom
Равенство всех перед законом и судом
Энциклопедия МИП » Арбитраж » Общие положения » Равенство всех перед законом и судом
Равенство всех перед законом и судом является одним из ключевых демократических принципов, для реализации которого стоит акцентировать внимание на правах граждан и их ограничении.
Равенство всех перед законом и судом является одним из ключевых демократических принципов, для реализации которого стоит акцентировать внимание на правах граждан и их ограничении. Равенство граждан и организаций предусматривает обязанность всех сторон дела соблюдать законы. Предметом в процессе реализации принципа равенства выступает право граждан на получение судебной защиты.
Принцип равенства граждан перед законом и судом, суть данного принципа
В соответствии с базовыми юридическими принципами в любом судебном процессе все стороны судебного разбирательства считаются равными перед законом и судом. Соответственно, судебные органы не должны отдавать предпочтение кому-либо из учреждений, органов или участвующим в судебном разбирательстве сторонам, учитывая следующие виды принадлежности:
- государственная;
- половая;
- национальная;
- политическая;
- социальная;
- расовая;
- языковая и др.
Также в процессе судебного разбирательства в арбитражных судебных органах не должны учитываться следующие характеристики граждан, органов или учреждений:
- происхождение;
- место проживания;
- образование;
- должностное положение;
- место рождения;
- религиозные предпочтения;
- факт принадлежности к каким-либо общественным организациям или объединениям;
- имущественное положение;
- характер и род занятия;
- профессиональные предпочтения;
- личные убеждения;
- иные основания и характеристики, которые предусматриваются действующим законодательством.
Суть равенства сторон перед судом
Равенство граждан, учреждений и организаций перед судебными органами заключается в необходимости постоянного использования единого судебного порядка, который регламентируется арбитражно-процессуальным законодательством.
При этом не учитывается вид и класс арбитражного судебного органа, который рассматривает судебное дело впервые. Аналогичным также является порядок рассмотрения гражданских дел, которые относятся к следующим разновидностям судебных производств:
- апелляционное;
- надзорное;
- кассационное.
Принцип равенства всех граждан, учреждений и организаций перед арбитражными судебными органами в процессе повторного пересмотра судебных дел с учетом новых и заново открывшихся обстоятельств, доказательств и фактов.
Суд не должен учитывать те обстоятельства, под которыми понимаются происхождение, образование, языковые и религиозные предпочтения, род занятий или социальное положение и др.
Сотрудники арбитражных судебных органов обязаны одинаково относиться ко всем сторонам судебного процесса при осуществлении ими следующих действий:
- в процессе реализации права на предоставление доказательственной базы;
- при использовании права заявлять ходатайства и требования;
- в процессе участия в рассмотрении доказательств.
Суть равенства граждан и организаций перед законом
Равенство всех граждан, учреждений и организаций перед законом гарантируется наличием единого гражданского законодательства.
Если же при любых обстоятельствах гражданские законные нормы были нарушены, то все нарушенные права, интересы и свободы подлежат восстановлению в обязательном порядке.
При этом восстановление законности должно совершаться в отношении всех сторон судебного процесса:
- граждан, которые совершили правонарушение и нарушили нормы законодательства;
- лиц и органов, которые считаются пострадавшими по конкретному судебному делу;
- иных лиц, которые являются участниками судебного разбирательства.
При применении принципа равенства всех граждан, организаций и учреждений перед законом не должны учитываться какие-либо показатели и характеристики сторон. Если в судебном разбирательстве пострадавшей или нарушившей стороной выступает организация или учреждение, то при разбирательстве не учитываются следующие факторы:
- место фактического расположения;
- факт подчиненности;
- организационная форма;
- юридическая форма собственности.
Если при арбитражном судебном разбирательстве любой из сторон выступают граждане, то в целях обеспечения принципа равенства всех перед законом, не должны учитываться следующие характеристики граждан:
- происхождение;
- расовая принадлежность;
- язык;
- место проживания;
- принадлежность к общественным организациям и объединениям;
- должностное положение;
- профессиональные предпочтения;
- национальная принадлежность;
- вероисповедание;
- имущественное и материальное положение;
- половые характеристики;
- личные убеждения и взгляды.
Равенство граждан и организаций перед законом не ограничивается исключительно равенством перед гражданским законодательством. Все стороны судебного разбирательства считаются равными перед всеми федеральными законами. К перечню таких законов относятся все нормативно-правовые акты, которые содержат в себе нормы материального и процессуального права.
Случаи нарушения принципа равенства граждан перед законом и судом. Ответственность за данное нарушение
Судья, который является председателем в процессе рассмотрения конкретного судебного дела, обязан гарантировать и обеспечить всем участникам процесса возможность для использования и осуществления своих прав, регламентированных законодательством.
Такие действия судья (и суд) обязан совершать в отношении всех лиц, которые являются сторонами дела – граждан, учреждений и органов. При этом судебные арбитражные органы обязаны соблюдать все нормы и принципы, которые гарантируют равенство всех сторон.
Нарушение принципа равенства всех граждан, организаций и учреждений перед судом и законом влечет за собой уголовную ответственность.
Лицо, которое нарушило принцип равноправия сторон, наказывается в соответствии с нормами действующего законодательства.
„
П. и Г. в нетрезвом состоянии совершили хулиганские действия в ресторане «Север». При избрании меры наказания суд учел, что П. ранее дважды судим, на работе характеризуется отрицательно. Г.
же характеризуется положительно, имеет постоянное место жительства, семью, у него на иждивении трое несовершеннолетних детей, ранее не судим, чистосердечно раскаялся в содеянном. Поэтому суд приговорил П. к лишению свободы сроком на три года с отбыванием наказания в колонии строгого режима, а Г.
– к одному году лишения свободы с применением наказания условно. Не нарушен ли в данном случае принцип равенства граждан перед законом и судом? Раскройте содержание и значение этого принципа.
Не находятся ли в противоречии с принципом равенства граждан правила о подсудности уголовных дел, в соответствии с которыми дела в первой инстанции рассматриваются в зависимости от тяжести преступления, важности и сложности дела судами, относящимися к разным звеньям судебной системы, вплоть до Верховного Суда РФ? Не противоречат ли принципу равенства граждан правила подсудности дел военным судам различных звеньев в зависимости от звания и должности привлекаемого к ответственности лица? Не нарушает ли принцип равенства граждан перед законом и судом особый порядок привлечения к уголовной ответственности судей?
“
Алена 18.04.2019 12:44
Вашу ситуацию надо рассматривать по Вашим конкретным документам. Рекомендую обратиться на консультацию к нашим специалистам. Юридическая группа МИП составит для Вас все необходимые документы. Скидка по промокоду «МИП».
Если Вы находитесь в другом городе, то Вы можете отправить сканы или фото документов на электронный адрес: nm@advokat-malov.ru . По стоимости услуг, Вам ответят в письме или обратитесь по телефону +7 (499) 229-84-53 г.Москва, Старопименовский переулок 18 nm@advokat-malov.ru http://advokat-malov.ru/kontakty.html
Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны
Сайботалов Вадим Владимирович05.06.2019 17:12
Задать дополнительный вопрос
Согласна с коллегой.
Федорова Любовь Петровна06.06.2019 10:30
Задать дополнительный вопрос
Также вам будут полезны следующие статьи
Кузнецов Федор Николаевич
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
Источник: https://advokat-malov.ru/obshhie-polozheniya/ravenstvo-vsex-pered-zakonom-i-sudom.html