Право проведения судебных экспертиз

Государственная и негосударственная судебная экспертиза

Право проведения судебных экспертиз
Разместил: Егоров Константин Михайлович Другое Статьи 18.01.2011

Возможность использования результатов экспертиз в гражданском, арбитражном или третейском судебном процессе предусмотрена в различных правовых документах. Отметим, что судебная экспертиза может быть как государственная, так и негосударственная.

Сущность судебной экспертизы состоит в проведении сведущим лицом – экспертом на основе его специальных познаний самостоятельного процессуального исследования, необходимого для доказывания тех или иных обстоятельств дела с помощью заключения эксперта.

Как следует из этого определения, судебная экспертиза обладает отличительными признаками:

  • проведение ее лицом, сведущим в определенной специальной области или областях знаний;
  • необходимость в использовании этих познаний для проведения особого исследования объекта;
  • самостоятельный характер такого исследования;
  • особая процессуальная форма экспертного исследования.

К специальным познаниям относятся знания в науке, технике, искусстве или ремесле и других отдельных областях человеческой деятельности. Постановка перед экспертами вопросов правового характера по общему правилу недопустима [1].

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2001 г.

N 73-ФЗ “О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации” (далее – Закон N 73-ФЗ) правовой основой государственной судебно-экспертной деятельности являются Конституция РФ, Закон N 73-ФЗ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Таможенный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, законодательство Российской Федерации о здравоохранении, другие федеральные законы, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие организацию и производство судебной экспертизы.

Согласно ч. 1 п. 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 декабря 2006 г.

N 66 “О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе”, экспертиза может проводиться как в государственном судебно-экспертном учреждении, так и в негосударственной экспертной организации, либо к экспертизе могут привлекаться лица, обладающие специальными знаниями.

В соответствии с ч. 2 п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 20 декабря 2006 г. N 66 заключение эксперта негосударственной экспертной организации не может быть оспорено только в силу того, что проведение соответствующей экспертизы могло быть поручено государственному судебно-экспертному учреждению.

Основы деятельности государственных экспертов регулируются Федеральным законом от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ “О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон о ГСЭД), который в ст.

4 в качестве принципов государственной судебно-экспертной деятельности приводит объективность, всесторонность и полноту исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

Их реализация обеспечивается отлаженной системой подготовки, переподготовки и систематическим контролем за профессиональной квалификацией экспертов различной ведомственной принадлежности (МВД России, ФСБ России, ГТК России, ГНК России и др.

) и системы судебно-экспертных учреждений Минюста России. В каждой из указанных экспертных систем имеются свои федеральные центры, выполняющие функции научно-методического руководства.

Должность эксперта в ГСЭУ может занимать гражданин РФ, имеющий высшее профессиональное образование (или среднее специальное экспертное образование – для экспертных подразделений системы МВД России) и согласно ст. 13 Федерального закона о ГСЭД прошедший последующую подготовку по конкретной экспертной специальности.

Программа подготовки эксперта ГСЭУ Минюста России включает как изучение теоретических и методических основ судебной экспертизы и конкретного рода (вида) экспертизы, методик, применяемых при производстве экспертиз по конкретной экспертной специальности, так и производство экспертиз совместно с высококвалифицированным наставником в течение первого года его работы.

Повышение квалификации экспертов осуществляется путем проведения стажировок по освоению новых методик и методов экспертного исследования, курсов, постоянно действующих семинаров по изучению новых методических разработок, различных вопросов организации и производства конкретных родов (видов) экспертиз, а также нормативных документов и проводится в ГСЭУ, имеющем высококвалифицированных специалистов и располагающем необходимой приборной базой. Эксперты обязаны самостоятельно повышать свою квалификацию путем освоения новых методов и методик, рекомендованных для внедрения в экспертную практику, технических средств, дополнительных экспертных специальностей, а также путем изучения специальной литературы по проблемам судебной экспертизы и смежных отраслей знания. Кроме того, уровень профессиональной подготовки экспертов контролируется каждые пять лет экспертно-квалификационными комиссиями, подтверждающими право самостоятельного производства экспертизы данным лицом. Несомненно, указанные требования способствуют поддержанию соответствующего уровня квалификации государственных экспертов, что отражается на качестве проводимых ими исследований.

Принципы государственной судебно-экспертной деятельности распространяются и на негосударственных экспертов (ст. 41 Федерального закона о ГСЭД).

Однако реального механизма для обеспечения должного уровня квалификации, определяемого условиями подготовки, повышения квалификации, проведения аттестации и переаттестации негосударственных экспертов, в законодательстве не содержится и практикой работы негосударственных экспертных учреждений не выработано [2].

Рассуждая о необходимости контроля за уровнем квалификации эксперта, своевременном повышении квалификации и соответствующей сертификации негосударственных экспертов, также стоит проводить соответствующие аналогии с государственными экспертами в соответствии со ст. 6 ГК РФ.

Положениями ст. 41 Федерального закона о ГСЭД на негосударственных экспертов распространяется действие ряда статей:

  • ст. 2 “Задача государственной судебно-экспертной деятельности”;
  • ст. 4 “Принципы государственной судебно-экспертной деятельности”;
  • ст. 6 “Соблюдение прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности”;
  • ст. 7 “Независимость эксперта”;
  • ст. 8 “Объективность, всесторонность и полнота исследований”;
  • ст. 16 “Обязанности эксперта”;
  • ст. 17 “Права эксперта”;
  • ст. 18 (ч. 2) “Ограничения при организации и производстве судебной экспертизы (отвод эксперта)”;
  • ст. 24 “Присутствие участников процесса при производстве судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении”;
  • ст. 25 “Заключение эксперта или комиссии экспертов и его содержание”.

Следует обратить внимание на то, что ряд важных норм Федерального закона о ГСЭД на негосударственного эксперта не распространяется.

Статью 3 во взаимосвязи со ст. 41 Федерального закона о ГСЭД необходимо понимать так, что на негосударственного эксперта не распространяются требования нормативных актов органов исполнительной власти, регулирующих производство экспертизы, т.е.

упомянутых инструкций Минюста России и МВД России. Не распространяются на негосударственных экспертов и положения ст. ст.

9 – 13 Федерального закона о ГСЭД, в связи с чем такому эксперту не требуется высшее профессиональное образование, а также аттестация и переаттестация каждые пять лет [3].

Согласно п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 20 декабря 2006 г. N 66 при поручении проведения экспертизы лицу, не являющемуся государственным судебным экспертом, в определении о назначении экспертизы указываются фамилия, имя, отчество эксперта, сведения о его образовании, специальности, стаже работы и занимаемой должности.

Возникает вопрос: как подтвердить соответствие уровня квалификации негосударственного эксперта уровню государственного? Компетентность эксперта заключается в практической способности к решению экспертных задач, включающей применение конкретных методов и средств, в рамках своей компетенции, соответствующей полученной экспертной специальности. Знание современных методов и методик и умение их применять являются обязательной составляющей компетентности [2].

Анализ практики производства оценочной экспертизы, экспертизы по экономическим вопросам, судебно-бухгалтерской экспертизы, собственной практики рецензирования заключений судебно-оценочной экспертизы, проведенные авторами настоящей статьи, позволяет выявить достаточно серьезные проблемы, связанные с оценкой компетентности экспертов, требующие обсуждения и выработки направлений для их решения.

Часто в судах экспертами в области оценки выступают оценщики, не имеющие опыта работы в качестве именно экспертов. Известный ученый и специалист в области оценочной деятельности и судебно-оценочной экспертизы отмечает, что “большинство оценщиков привыкли считать себя специалистами “широкого профиля” и редко отказываются от предлагаемой работы” [4].

Необходимо учитывать Определение КС РФ от 18 декабря 2003 г. N 429-О, в котором указано, что непредставление подтверждения квалификации эксперта также должно служить основанием для его отвода.

Арбитражная практика, исходя из требований процессуального законодательства, идет по пути того, что заключение эксперта является одним из доказательств, не носит обязательного характера, не может быть предметом самостоятельного иска. В случае же сомнений в обоснованности заключения эксперта назначается повторная или дополнительная экспертиза.

При ответе на вопрос, как подтвердить компетентность и квалификацию эксперта, мнения специалистов расходятся.

Так, В.И. Мамай указывает, что этот вопрос должен решать компетентный орган (экспертная палата) [5], которая будет разрабатывать систему аккредитации экспертов.

В.А. Прорвич также подчеркивает важность подготовки экспертов по специальным программам.

М.В. Жижина предлагает провести реформирование негосударственной судебно-экспертной деятельности, предусматривающее принятие закона, регламентирующего деятельность негосударственных экспертных учреждений и частных экспертов; создание на государственном уровне квалификационных, аттестационных и лицензионных структур (комиссий) [2].

В настоящее время в Российском федеральном центре судебной экспертизы при Минюсте России (РФЦСЭ) в полном соответствии с законодательством создана система добровольной сертификации. При разработке этой системы за основу были взяты нормативные правовые акты Минюста России.

Эта система прошла регистрацию в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации (Госстандарт России) как Система добровольной сертификации методического обеспечения судебной экспертизы – РОСС RU.В175.04ОЭ00 от 2 марта 2005 г.

, которая, однако, приостановила прием заявок на первичную сертификацию компетенции по конкретным экспертным специальностям до 1 января 2010 г. Продление сертификатов компетенции осуществляется в ранее установленном порядке (Приказ РФЦСЭ от 28 октября 2009 г. N 88/1-1).

НП “СУДЭКС” в процессе обучения (повышения квалификации) организует добровольную сертификацию негосударственных судебных экспертов в Системе добровольной сертификации негосударственных судебных экспертов, зарегистрированной 16 октября 2009 г.

в Едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Госстандарт России) (свидетельство о регистрации N РОСС RU.И597.04НЯ00).

Различные системы сертификации и аккредитации негосударственных судебных экспертов в различных сферах познания практикуются в различных учебных учреждениях (осуществляющих соответствующее обучение по экспертным специальностям), в различного рода профессиональных объединениях специалистов и т.д.

Говоря о статусе негосударственной экспертной организации, следует отметить, что четких критериев, в том числе по определенной численности в штате организации экспертов, в действующем законодательстве нет, однако исходя из анализа действующего законодательства и принципа “аналогия закона” (ст. 6 ГК РФ) можно сделать вывод о том, что в экспертной организации должно быть в штате не менее трех экспертов.

По мнению авторов, с целью совершенствования негосударственной экспертной деятельности целесообразно (со стороны государства) осуществить формирование и совершенствование законодательства в сфере негосударственной экспертной деятельности, а практикующим экспертам (негосударственным) объединяться в профессиональные объединения и оказывать содействие в формировании упорядоченной системы негосударственной экспертной деятельности.

  1. Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Уголовный процесс: Учебник / Под общ. ред. А.В. Смирнова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2008.
  2. Жижина М.В. Оценка достоверности заключения эксперта как доказательства в арбитражном судопроизводстве: проблемы и пути преодоления // Право и экономика. 2009. N 3.
  3. Токарева И.Н. Особенности судебно-бухгалтерской экспертизы в уголовном процессе // Финансовые и бухгалтерские консультации. 2006. N 10.
  4. Прорвич В.А. Судебно-оценочная экспертиза. Правовые, организационные и научно-методические основы: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 030502 “Судебная экспертиза”, 030500 “Юриспруденция”. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2009.
  5. Мамай В.И. Современные проблемы судебной экспертизы и пути их преодоления // Российская юстиция. 2009. N 10.

Читайте ещё по этой теме:

Авторы: А.В. Щепотьев, Е.Г. Сафронова

Источник: https://www.kmcon.ru/articles/jurist_3699.html

Назначение судебной экспертизы: порядок, основания, помощь юриста

Право проведения судебных экспертиз

   В соответствии с процессуальным законодательством бремя доказывания, тех обстоятельств, на которые ссылается сторона по делу в судебном делопроизводстве, возлагается на эту сторону. Одним из видов доказательств по делу является заключение эксперта и результаты экспертизы, проведенной в рамках судебного разбирательства.

ВНИМАНИЕ: наш адвокат не только поможет назначить судебную экспертизу по делу, но и оспорить уже проведенную экспертизу по ходатайству одной из сторон.

Основания назначения судебной экспертизы

 Зачастую возникают случаи, когда нужно назначить экспертизу по делу. Это, как правило, связано с необходимостью специальных познаний в различных областях: техники, науки, ремесла, искусства.

Так же экспертные заключения обязательны при оценке причиненного ущерба, например в результате ДТП или пожара.

По сути, она назначается, когда другого способа установить факт, имеющий значения для принятия судом решения, просто нет.

   Суд по своему решению, либо по ходатайству лиц, участвующих в деле назначает экспертизу и поручает ее проведение конкретному эксперту, нескольким экспертам или судебно-экспертному учреждению. Вы, как сторона по делу имеете право обратиться в независимую (коммерческую) организацию для проведения ею экспертизы в рамках дела.

ПОЛЕЗНО: смотрите ВИДЕО по вопросу назначения и оспаривания экспертизы по делу и подписывайтесь на мой канал , чтобы иметь возможность получать советы адвоката и ответы на свои вопросы через комментарии к роликам:

Порядок назначения судебной экспертизы

Судебная экспертиза назначается судом. Каков порядок назначения такой экспертизы?

  1. Экспертиза может быть назначена судом по ходатайству одной из сторон по делу или по ходатайству обеих сторон. Однако, заявление ходатайства стороной о назначении соответствующей экспертизы не является 100% гарантией того, что суд обязательно назначит такую экспертизу, поскольку в отдельных случаях суд может прейти к выводу, что назначение такой экспертизы по делу не требуется или вообще заявляемая экспертиза не может быть назначена, поскольку не имеет никакого отношения к спору между сторонами дела.
  2. Также экспертиза может быть назначена по инициативе суда, если необходимо разъяснение вопросов, требующих специальных знаний.

   Суд, после обсуждения вопроса о назначении экспертизы, удаляется в совещательную комнату и принимает соответствующее решение в форме вынесения определения.

   Если ходатайство будет удовлетворено, то в определении суд укажет, что назначается экспертиза, какая, кому поручается ее проведение, также может быть указан срок проведения такой экспертизы. Кроме этого, перед экспертами будут поставлены конкретные вопросы.

   Однако, не всегда суд выносит отдельное определение об отказе в назначении экспертизы. На отказ в назначении экспертизы суд указывает в тексте решения.

Сроки назначения судебных экспертиз

   Суд принимает решение о назначении экспертизы в ходе судебного разбирательства, т.е. после заявления ходатайства, суд удаляется в совещательную комнату и выносит определение.

   Суд при назначении экспертизы, может установить эксперту конкретный срок для проведения экспертизы, особенно, если в письме эксперта прописан срок, который ему необходим для производства экспертизы.

   По отдельным категориям дел, суд не устанавливает срок для проведения экспертизы, а просто назначает соответствующую экспертизу, например, о признании гражданина недееспособным или об установлении отцовства.

Ходатайство о назначении судебной экспертизы

При составлении и заявлении ходатайства о назначении экспертизы важно помнить:

   1) ходатайство подается в суд в письменном виде, с предоставлением копий для участников дела;

   2) ходатайство о назначении экспертизы должно содержать следующие:

  • по какому делу заявляется ходатайство
  • наименования экспертной организации, готовой произвести экспертизу
  • вопросы, которые вы хотите поставить перед экспертом. Это очень важный момент, так как от грамотно поставленных вопросов, и нужных вопросов зависит решение по делу
  • сроки проведения экспертизы
  • должны быть приложены ответ в от экспертной организации готовой провести экспертизу, копии свидетельств подтверждающих специализацию эксперта, который будет проводить экспертизу, копия диплома специалиста и т.д.
  • при поручении проведения экспертизы лицу, не являющемуся государственным судебным экспертом, судье важно знать — фамилию, имя, отчество эксперта, а также сведения о его образовании, специальности, стаже и занимаемой должности

   3) другая сторона по делу, так же имеет право возражать против проведения экспертизы, представлять со свой стороны другие экспертные организации, ставить перед экспертами свои вопросы.

  Следует помнить — суд является беспристрастным и не может вставать на чью-то сторону, а Ваши оппоненты могут промолчать, видя, что Вы и не догадываетесь о необходимости проведения экспертизы, не знаете всех тонкостей юриспруденции не осознаете, что она поможет Вам выиграть дело.

Но при этом необходимо принимать во внимание следующие моменты:

  • ни одно доказательство для суда не имеет заранее установленной силы, то есть нельзя надеяться на результаты данной экспертизы как на основное доказательство по делу
  • все чаще стала встречаться практика, когда суд относится с недоверием к результатам независимых специалистов, любую экспертизу можно оспорить.
  • в зависимости от того, какие вопросы вы поставите, объемов работ и сложности исследования, а так же в зависимости от квалификации специалистов цена за экспертизу порой доходит до пятизначных сумм

Образец ходатайства о назначении товароведческой экспертизы мебели

Мировому судье судебного участка №3

Кировского района г. Екатеринбурга.

ИСТЕЦ:

М.

ОТВЕТЧИК:

ИП Усольцев Олег Иванович

Адрес: г. Екатеринбург, ул. Малышева, 128-23.

ХОДАТАЙСТВО

О назначении товароведческой экспертизы мебели

   В Вашем производстве находится гражданское дело по иску М. к ИП Усольцеву О.И. о защите прав потребителя. В нарушение указанных предписаний закона сборка и монтаж проданного ИП Усольцевым О.И. товара был произведен с нарушением условий о качестве, а именно:

  • шкаф-купе должен располагаться от стены до стены по ширине комнаты, а сборка осуществлялась не изнутри, а снаружи шкафа вдоль другой стены. Поэтому шкаф не удалось развернуть и установит на место. Пришлось выпиливать лаз в задней панели шкафа, почти полностью оторвав ее, регулировать разворот шкафа на место — повредив новые обои. Выпиленный лаз обещали заделать. Вместо этого его просто прикрыли щитом, ничем его не закрепив;
  • полки внутри прикручены так, что винты торчали наружу, ящики двигаются с трудом, один из ни вообще не выдвигается;
  • полку напольную также дорабатывали по месту: устраняли зазор между левой стенкой и ящиком, передние панели ящиков были установлены на разной высоте, секретные дверки цеплялись друг за друга, мешая закрытию.

   Считаю описанные недостатки существенными, которые также не были устранены, несмотря на мое обращение к ответчику за решением этой проблемы.

   Согласно ст. 79 ГПК РФ: «при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

Каждая из сторон и другие лица, участвующие в деле, вправе представить суду вопросы, подлежащие разрешению при проведении экспертизы. Окончательный круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта, определяется судом. Отклонение предложенных вопросов суд обязан мотивировать.

Стороны, другие лица, участвующие в деле, имеют право просить суд назначить проведение экспертизы в конкретном судебно-экспертном учреждении или поручить ее конкретному эксперту; заявлять отвод эксперту; формулировать вопросы для эксперта; знакомиться с определением суда о назначении экспертизы и со сформулированными в нем вопросами; знакомиться с заключением эксперта; ходатайствовать перед судом о назначении повторной, дополнительной, комплексной или комиссионной экспертизы».

Источник: https://katsaylidi.ru/article/naznachenie-sudebnoy-ekspertizyi

Порядок проведения экспертизы

Право проведения судебных экспертиз
Энциклопедия МИП » Арбитраж » Общие положения » Порядок проведения экспертизы

Основным требованием и основанием для назначения специалиста для проведения судебной экспертизы является наличие специальных знаний в определенной области.

При рассмотрении любого судебного дела арбитражные судебные органы должны соблюдать все законодательные требования и положения в отношении процессуальных тонкостей арбитражного судебного производства.

Для восстановления справедливости и обеспечения объективного судебного производства стороны разбирательства предоставляют доказательства, объясняют обстоятельства и выражают доводы, для уточнения и детализации которых часто назначается проведение экспертизы. Экспертные исследования должны осуществляться при условии соблюдения основных юридических принципов и норм.

Принципы проведения экспертизы и требования к эксперту

При проведении экспертных исследований должны соблюдаться ключевые юридические принципы.

Основным принципом проведения экспертных расследований является принцип независимости экспертных сотрудников.

Соответственно, эксперт должен оставаться независимым в процессе совершения любых профессиональных действий и не быть зависимым от следующих лиц:

  • граждан или организаций, которые назначили проведение экспертизы;
  • судьей;
  • прокуроров;
  • государственных органов, учреждений и объединений, которые оказывают влияние на экспертов с целью получения пользы для удовлетворения интересов прочих граждан;
  • лиц или учреждений, которые заинтересованы в результате судебного дела.

Эксперт обязан составить окончательное заключение, основанное на результатах проведенных ранее исследований, применяя специальные знания и навыки. Экспертные исследования должны проводиться на научной основе, а также в пределах указанной специальности. Другими принципами, которые должны применяться при проведении экспертных исследований, являются:

  • объективность;
  • комплексность и всестороннее рассмотрение аспектов дела;
  • полнота исследований.

Основным требованием и основанием для назначения специалиста для проведения судебной экспертизы является наличие специальных знаний в определенной области. Однако в экспертном заключении эксперт должен указывать следующие личные сведения:

  • образование;
  • специальность;
  • рабочий стаж;
  • наличие ученого звания или степени.

Поручение проведения экспертизы экспертам или экспертной организации

Экспертиза для уточнения и детализации доказательств, обстоятельств или фактов, которые необходимы для восстановления справедливости и проведения объективного судебного арбитражного производства, должна проводиться на основании поручения от имени руководителя государственного экспертного учреждения или прочими экспертами, которые обладают специальными знаниями и навыками. Эксперты государственных экспертных организаций не имеют права реагировать на поручения, в которых высказывается требование о необходимости проведения судебной экспертизы, полученные от любых органов или учреждений.

Исключением в данном деле является руководитель государственной экспертной организации.

Также запрещается осуществление экспертных действий в частном негосударственном порядке. В процессе составления и выдачи определения, в котором указывается назначение предстоящей экспертизы, арбитражный судебный орган должен руководствоваться следующей нормативной базой:

  • законами о проведении судебных экспертиз;
  • положением арбитражно-процессуального законодательства об обеспечении процессуальных прав участников судебного дела.

При поручении проведения экспертизы составляется соответствующее определение, в котором указываются следующие данные:

  • название экспертной организации, которая избрана для проведения экспертизы;
  • ФИО эксперта, которому данным определением, составленным руководителем экспертной организации, было поручено проведение экспертизы в рамках арбитражного судебного производства.

Поручение проведения экспертизы экспертной организации сопровождается не только составлением соответствующих определений, а также принятием мер для обеспечения полноценной реализации прав участников судебного разбирательства, которые выражаются в следующем:

  • возможность выражения отвода экспертов;
  • право на заявление ходатайства о привлечении прочих лиц в качестве экспертов в процесс исследований.

Возможность присутствия при проведении экспертизы лиц, участвующих в деле

Законодательством гарантируется возможность беспрепятственного присутствия всех участников судебного разбирательства в процессе осуществления судебной экспертизы.

Присутствие участников судебного разбирательства возможно на основании соответствующего разрешения, которое выдается арбитражными судебными органами.

В момент присутствия сторон разбирательства при проведении экспертизы участники процесса должны соблюдать следующие правила поведения:

  • стороны дела не могут вмешиваться в процесс экспертных исследований и препятствовать деятельности специалистов;
  • участники разбирательства имеют право давать объяснения в отношении предмета исследований;
  • стороны дела имеют возможность задавать экспертам вопросы, которые касаются непосредственно предмета судебного исследования.

Присутствие участников разбирательства запрещается при проведении комиссионной экспертизы в следующих случаях:

  • в процессе составления окончательного экспертного заключения;
  • в процессе формулировки выводов в отношении экспертного исследования;
  • в момент проведения совещания экспертов.

Если участники судебного разбирательства препятствуют экспертам или же мешают процессу проведения судебной экспертизы, то ответственный эксперт должен принять следующие меры:

  • приостановить процесс экспертного исследования;
  • заявить ходатайство об отмене разрешения на посещение экспертизы перед учреждением или должностным лицом, которое назначило проведение экспертизы и выдало разрешение на присутствие участника разбирательства при проведении судебной экспертизы.

Особенности проведения отдельных видов экспертиз

В производствах арбитражных судебных органов для уточнения или расследования обстоятельств назначаются различные виды экспертиз, при проведении которых требуется соблюдение законодательных норм. Наиболее распространенными видами экспертиз являются:

  • почерковедческая экспертиза
  • бухгалтерская
  • психиатрическая
  • товароведческая
  • строительно-техническая;
  • лингвистическая;
  • землеустроительная и др.

В зависимости от того, соответствует ли окончательное заключение эксперта следующим критериям: исчерпанность, обоснованность, мотивированность и др., экспертизы могут быть первоначальными или вторичными.

Первоначальная экспертиза проводится на начальном этапе исследования, а вторичная экспертиза может потребоваться в случае необоснованности результатов первичных исследований. Дополнительная экспертиза проводится в случае недостаточности данных после проведения первоначальной экспертизы.

Повторная экспертиза может быть назначена, если  судебные органы сомневаются в достоверности результатов первоначальной экспертизы.

Также вам будут полезны следующие статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/obshhie-polozheniya/poryadok-provedeniya-ekspertizy.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.