Порядок рассмотрения дел

Содержание

Этапы рассмотрения дела об административном правонарушении

Порядок рассмотрения дел

Выделяется несколько стадий рассмотрения дела об административном незаконном деянии. Речь идет:

  • об этапе, когда происходит подготовка к рассмотрению дела;
  • об этапе, на котором непосредственно происходит рассмотрение дела по существу;
  • об этапе, когда выносится и оглашается постановление по делу.

Во время подготовки дела к рассмотрению для судьи, органа или должностного лица важно выяснить ряд вопросов, которые важны в юридическом плане:

  • в их ли компетенции рассмотрение дела;
  • есть ли причины, по которым судья, член коллегиального органа, должностное лицо не могут рассмотреть дело;
  • корректно ли составлен протокол об административного незаконном деянии, а также ряд других протоколов, которые предусмотрены КОАП РФ. Помимо этого необходимо обратить внимание на то, как оформлены другие материалы дела;
  • есть ли место обстоятельствам, которые исключают производство дела;
  • в полной ли мере присутствуют материалы по делу, для того чтобы рассмотреть дело по существу;
  • определить наличие ходатайств и отводов.

Для ключевых лиц, которые рассматривают дело об административном правонарушении, не представляется возможным заниматься рассмотрением дела, при условии, что они или другие участники производства состоят в родственных связях. Помимо этого рассмотрение дела также не представляется возможным, если вышеупомянутые лица имеют прямую или косвенную заинтересованность в исходе дела.

Если же присутствует хотя бы одно из вышеупомянутых обстоятельств, которые предусмотрены КоАП РФ, то судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом в обязательном порядке заявляется самоотвод. Среди органов, которым подается заявление о самоотводе, выделяются председатель соответствующего суда, руководство коллегиального органа или должностное лицо более высокого ранга.

Помимо этого заявить отвод лицам, которые занимаются рассмотрением дела об административном незаконном деянии, представляется возможным и для иных участников производства.

Замечание 1
Рассмотреть заявление об отводе может судья, орган или должностное лицо, которые занимаются производством дела. После того как заявление о самоотводе или об отводе рассмотрено, компетентный орган выносит решение удовлетворяющее заявление или отказывающее в его удовлетворении.

Во время подготовки дела к рассмотрению необходимо разрешить ряд вопросов, которые служат основой в определенных ситуациях для вынесения определения:

  • определение времени и места рассмотрения дела;
  • вопросы касательно вызова важных для рассмотрения дела лиц, о запросе важных дополнительных материалов по делу, о назначение проведения экспертизы;
  • вопросы отложения производства дела;
  • вопрос передачи обратно протокола об административном правонарушении и других важных материалов  относительно дела органам или должностным лицам, которые занимались составлением протокола, в ситуациях, когда он был составлен и оформлен неправомочными лицами или некорректном составлении или при неполном представлении материалов, которое невозможно восполнить во время рассмотрения дела;
  • в ситуациях, когда рассмотрение дела не находится в компетенции ключевых органов и лиц, которые получили на рассмотрение протокол об административном преступлении и иные материалы дела, или вынесли определение касательно отвода судьи, члена коллегиального органа или должностного лица, рассматриваются вопросы о передаче протокола об административном преступлении и иных материалов дела к рассмотрению по подведомственности. Если есть место обстоятельствам, которые исключают производство по делу и предусмотрены КоАП РФ, то необходимо вынести постановление об остановке производства по делу.

Рассматривать дело об административном незаконном деянии необходимо по месту его совершения.

При наличии ходатайства лица, по которому идет производство, представляется возможным рассмотреть дело по месту жительства указанного лица.

Если по делу об административном незаконном деянии было осуществлено административное расследование, то его рассмотрение следует производить по месту нахождения органа, который занимался проведением данного расследования.

Замечание 2

Если дело касается административного правонарушения несовершеннолетнего, родителей несовершеннолетнего и заменяющих их лиц, то такие дела следует рассматривать по месту жительства данных лиц.

Административные дела, после которых возможно применение мер в  лишении прав управления транспортными средствами, следует рассматривать по местам, где было поставлено на учет данное транспортное средство.

Замечание 3

В течение 15 дней со дня получения ключевых лиц и органов, которые имеют полномочия на рассмотрение дела, протокола об административном преступлении и иных материалов, необходимо провести рассмотрение дела об административном правонарушении.

В ситуациях, когда есть ходатайство от участников производства по делу или в ситуациях, когда необходимы дополнительные выяснения обстоятельств, время рассмотрения дела может продлить судья, орган или должностное лицо, которое рассматривает дело сроком на один месяц.

Мотивированное определение – документ о продлении указанного срока, который выносится судьей, органом или должностным лицом, которые занимаются рассмотрение дела.

В ситуациях, когда рассмотрению подлежат дела об административных правонарушениях, совершение которых влечет административный арест, рассмотреть дело необходимо в день получения протокола об административном преступлении и иных материалов.

Замечание 4

Дела, которые касаются лиц, которые подвергнуты административному задержанию, необходимо рассмотреть не позже 4 часов с момента их задержания.

Опиши задание

Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях

Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрен специальный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях. Началом рассмотрения дела судьей, органом или должностным лицом является выяснение обстоятельств, которые юридически значимы для корректного разрешения дела.

Затем следует огласить протокол об административном преступлении, а также другие материалы, если это необходимо.

После необходимо произвести заслушивание объяснений физического лица или законного представителя юридического лица, по которым происходит производство по делу.

  Далее следует огласить показания иных участников производства, заслушать пояснения специалистов и заключения экспертов. Помимо этого важно помнить и об других доказательствах. Если в рассмотрении дела принимает участие прокурор, следует заслушать и его заключение.

Замечание 4

Если дело рассматривается коллегиальным органом, то необходимо составить протокол. Требования к нему указаны в КоАП РФ.

После рассмотрения административного дела выносится постановление, которое отражается принятое решение по делу. Это может быть применение административного наказания или остановка рассмотрения дела. Вынести постановление о наложении административного наказания можно при нескольких условиях:

  • если при помощи материалов дела и во время слушаний по делу была доказана вину лица в совершении административного правонарушения;
  • при отсутствии обстоятельств, из которых не следует административная ответственность лица;
  • если нет оснований, позволяющих освободить лицо от административной ответственности.

Также есть несколько условий, позволяющих вынести постановление о прекращении производства по делу об административном преступлении:

  • если есть хотя бы одно обстоятельство, которое исключает производство по делу, которое предусмотрено в КоАП РФ;
  • если есть объявление устного замечания, предусмотренного КоАП РФ;
  • если действия или бездействия содержат признаки преступления, то прекращается производство по делу и материалы дела передаются в прокуратуру, орган дознания или орган предварительного следствия;
  • если совершенное административное правонарушение попадает под ряд статей КоАП РФ.

Состав постановления по делу об административном правонарушении

Ст. 29.10 КоАП РФ предусматривает требования постановления по делу. В состав постановления по административному делу входит несколько блоков. Речь идет о вводной, описательной и резолютивной частях.

Вводная часть содержит реквизиты постановления (речь идет о номере, дате, адресе его вынесения), должность, ФИО судьи или должностного лица, состав и название коллегиального органа, которые вынесли постановление, сведения о лицах, в отношении которых происходит рассмотрение дела.

Описательная часть постановления содержит обстоятельства, которые были установлены во время рассмотрения дела, сюда же входят анализ и оценка доказательств, которые были исследованы во время рассмотрения дела.

Замечание 5

Помимо этого в описательную часть входит статья КоАП РФ или же закона субъекта РФ, которые предусматривают административную ответственность за совершение административного преступления, или же основания для прекращения производства по делу. Также в описательной части содержатся обстоятельства, которые могут смягчить или отягчить ответственность обвиняемого.

В состав резолютивной части постановления по административному делу входит мотивированное решение, признающее лицо, по которому ведется дело, виновным в совершении административного преступления.

Далее указывается статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, согласно которым указанное лицо признается виновным, тип и размер административного наказания.

После обязательно указывается время и правила обжалования постановления.

Замечание 6

В ситуациях, когда назначенное судьей наказание предусматривает возмещение имущественного ущерба, то постановление должно содержать информацию о размере ущерба, который необходимо возместить, сроки и порядок его возмещения.

Важно отметить, что постановление должно объявляться сразу после того, как завершено рассмотрение дела.

Помимо этого есть ряд случаев, когда на основании результатов рассмотрения дела об административном преступлении выносится определение:

  • предполагающее передачу дела ключевым органам и лицам, которые имеют полномочия назначить административное наказание другого типа или размера или применить другие меры воздействия, основываясь на федеральном законодательстве. К примеру, согласно ст.2.5 КоАП РФ применение мер дисциплинарного воздействия;
  • предполагающее передачу дела на рассмотрение по подведомственности, в ситуациях, когда не установлен вопрос рассмотрения дела в рамках компетенции рассматривающих его судьи, должностного лица или органа. Речь об этом идет в ст. 29.9, ч.2.

Ключевыми лицами и органами, которые рассматривали административное дело, во время установления причин административного преступления и условий, которые способствовали его совершению, вносится в необходимые организации и необходимым должностным лицам представление о принятии мер по предотвращению данных причин и условий.

Для последних важно произвести рассмотрение представления об предотвращении причин и условий, которые способствовали осуществлению административных правонарушений, сроком в месяц со дня его получения. После они должны сообщить о мерах, которые приняты, судье, должностному лицу или органу, которые вынесли постановление.

Речь об этом идет в ст.29.13.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/administrativnoe-pravo/rassmotrenie-dela-ob-administrativnom-pravonarushe/

Порядок рассмотрения гражданского дела в суде первой инстанции, судебное разбирательство, этапы, документы

Порядок рассмотрения дел

Если мы живём в правовом государстве то споры, возникающие между гражданами, должны решаться не с помощью бейсбольной биты, а путём обращения в суд.

Поэтому все чаще и чаще гражданам приходится прибегать к помощи правосудия, но процесс судебного разбирательства часто пугает своей неизвестностью.

В данной статье мы рассмотрим порядок рассмотрения гражданского дела в суде первой инстанции с момента подачи иска, до его фактического исполнения, расскажем что  Вас ждёт на судебном заседании, какие подводные камни могут встретится в суде первой инстанции.

Этап №1. Принятие иска к производству

Суд может принять исковое заявление только в том случае, если для этого имеются все основания предусмотренные законом.

Если иск подан по всем правилам подсудности, правильно оформлен, оплачена полная государственная пошлина и к иску приложены все необходимые документы, то суд примет иск к производству в течении пяти дней со дня его поступления.

Если иск не будет соответствовать установленным законом требованиям, то судья может отказать в принятии иска, возвратить его или оставить иск без движения до устранения выявленных недостатков.

Фраза принятие иска к производству в переводе на русский язык означает что суд будет рассматривать Ваше дело.

Оставить иск без движения – означает что вы не представили полной доказательной базы по Вашему делу, или не правильно оплатили госпошлину или неверно сформулировали ваши требования и суд даёт Вам время на исправление ошибки.

Этап №2. Собеседование или подготовка к судебному разбирательству

После принятия иска к производству, назначается собеседование.

Собеседование необходимо чтобы, уточнить требования истца к ответчику, сверить копии приложенных к делу документов с оригиналами, определить достаточность доказанных обстоятельств, на которых основаны исковые требования или возражения по иску, и пояснить какие доказательства необходимо приложить к делу для его скорейшего завершения.

На стадии собеседования стороны уже могут заявить ходатайства, заключить мировое соглашение, а ответчик может подать встречный иск или полностью или частично признать исковые требования.

В случае если в деле участвует третье лицо, оно может заявить к ответчику самостоятельные исковые требования.

На практике часто суд предлагает явившейся стороне известить не явившихся лиц, участвующих в деле самостоятельно (передать повестку, отправить телеграмму), чтобы ускорить ход рассмотрения дела.

Если на стадии собеседования стороны пришли к мировому соглашению, и явились в суд с проектом мирового соглашения – дальнейшее судебное разбирательство не потребуется.

Этап №3. Основное судебное заседание

Основное судебное заседание – самая важная часть гражданского процесса. Судебное заседание делится на несколько стадий.

Сперва судья объявляет состав суда, и разъясняет сторонами законные права и обязанности, в том числе право отвода.

Затем начинается стадия ходатайств. В данной части заседания судья даёт право сторонам заявить о своих просьбах к суду, например приобщить новые документы к делу, вызвать свидетелей, попросить о назначении судебной экспертизы, истребовать документы, которые невозможно получить самостоятельно.

Судья определит имеет ли заявленное ходатайство значение для рассмотрения настоящего гражданского дела и либо удовлетворит его, либо откажет. При этом, суд должен мотивировать свое решение.

На основном судебном заседании, при рассмотрении дела по существу, суд дает возможность сторонам высказать свое мнение по иску. При этом последовательность следующая: сперва высказывается истец, потом ответчик задает ему возникшие вопросы, затем – ответчик, и тогда уже истец может задать свои вопросы.

Следующим выступает третье лицо, если оно участвует в деле. После его выступления, стороны могут и ему задавать вопросы в той же последовательности: сперва истец, потом ответчик.

На данной стадии суд также допрашивает приглашенных свидетелей и экспертов, определяет достаточность доказательств в деле и приходит к выводу о необходимости либо отложить судебное заседание, либо переходить к принятию решения.

Выслушав стороны, суд исследует письменные материалы.

Если в деле участвует прокурор, то именно в этот момент он должен дать свое заключение по делу, сказать, считает ли он целесообразным удовлетворить иск или полагает, что иск не подлежит удовлетворению.

После чего начинаются судебные прения. В этой части заседания участвующим сторонам даётся право ещё раз выказать свою точку зрения по делу, оспорить доказательства или дополнить их. Иными словами, судебные прения – это заключительно слово. Первым в этой части высказывается истец (представитель), далее ответчик, и в конце – третьи лица, участвующие в процессе.

При этом, в процессе проведения судебных прений заявлять ходатайства или приобщать к делу новые документы – нельзя.

После окончания судебного разбирательства суд уходит в совещательную комнату, где принимает решение по делу. Бывают случаи, когда после ухода в совещательную комнату, суд ещё раз просмотрев материалы дела, находит их неполными и возвращается с определением о возобновлении рассмотрения дела по существу.

Этап №4.Решение суда

Решение суда может быть очным или заочным. Заочное решение суда выносится, если дело рассматривалось в отсутствии ответчика, извещенного надлежащим образом.

Если кого-то из сторон не устраивает решение суда, она в праве его обжаловать в течении 30 дней если решение суда очное и 37 дней – если решение суда заочное.

Если на решение суда первой инстанции подается апелляционная жалоба, в ней должно быть указано когда, кем, и по какому делу было принято решение, обстоятельства, по которым сторона считает принятое решение незаконным и необоснованным.

Как правило, заочное решение суда отменить проще чем очное.

Решение вступает в законную силу по истечению срока на обжалование, если оно не было обжаловано и в день вынесения апелляционного определения вышестоящим судом. После вступления решения суда в законную силу – решение приводится к исполнению.

Если решением суда было признано право собственности, то решение с отметкой о вступлении в законную силу, подается в органы Росреестра.

Если дело было о взыскании денежных сумм или об обязательстве сделать что-либо, то кроме решения надо будет получить в суде исполнительный лист и отнести его судебным приставам.

На основании данного листа, приставы возбуждают исполнительное производство и принудительно заставляют ответчика исполнять принятое судом решение.

Эпилог. Последнее, и самое важное!

Согласно ст. 327.1 ГПК, суд апелляционной инстанции не учитывает доказательства по делу, не рассмотренные судом первой инстанции.

Дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, только если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными.

Таким образом, если при рассмотрении дела судом первой инстанции не будут представлены полностью все доказательства по делу в обоснование исковых требований или возражений, суд апелляционной инстанции их рассматривать без уважительной причины не будет.

Это означает, Что если Вы твёрдо приняли решение начать судебную тяжбу, для победы в ней надо, прежде всего необходимо сформировать грамотную и твердую доказательную базу, а для этого лучше обратиться к опытным специалистам, которые провели не один десяток судебных слушаний и помогут Вам избежать неприятных неожиданностей в суде

Если Вам требуется консультация опытного юриста для представления Вашего дела в Балашихинском городском суде, составление искового заявление, сбор доказательной базы – звоните  +7-965-2-607-607
 

Источник: https://r-a-n.ru/sud_etapy.htm

Производство по делам об административных правонарушениях

Порядок рассмотрения дел

Возбуждение дела об административном правонарушении — начальная стадия производства по таким делам.

На этой стадии решаются вопросы, связанные с наличием события административного правонарушения, фиксируются обстоятельства, относящиеся к данному правонарушению, дается первоначальная оценка противоправного действия, определяется подведомственность (подсудность) рассмотрения дела и т.д.

Поводами для возбуждения дела об административном правонарушении являются: непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом факта совершения административного правонарушения; материалы, поступающие из правоохранительных органов, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, свидетельствующие о совершении административного правонарушения, сообщения физических и юридических лиц; подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица; фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта РФ, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи сообщения и заявления физических и юридических лиц, сообщения в СМИ, указывающие на наличие события административного правонарушения; принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении является сам факт совершения противоправных действий, указывающих на признаки административного правонарушения.

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. Перечень таких должностных лиц довольно широк (см. ст. 28.3 КоАП РФ).

К ним относятся, например, должностные лица органов внутренних дел (полиции), должностные лица контрольно-надзорных органов исполнительной власти и др. Любое дело об административном правонарушении может быть возбуждено также прокурором (ст. 28.4 КоАП РФ).

Только к их исключительной компетенции относятся полномочия по возбуждению дел, связанных с нарушением установленных законами правил и порядка избирательного процесса (ст. 5.1, 5.7, 5.21, 5.23—5.25 КоАП РФ и др.

), с нарушением порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, и использования указанного объекта (ст. 7.24 КоАП РФ), с разглашением информации с ограниченным доступом (ст. 13.24 КоАП РФ) и т.д.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола о его совершении или вынесении прокурором постановления о возбуждении административного производства.

В протоколе об административном правонарушении должны содержаться следующие реквизиты: дата и место его составления, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело, фамилия, имя, отчество, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, место, время совершения и событие правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное деяние, объяснения нарушителя или законного представителя юридического лица и иные сведения, необходимые для разрешения дела. При составлении протокола физическому лицу или законному представителю юридического лица и иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, о чем делается запись в протоколе. К протоколу прилагаются их объяснения и замечания, если они имеются. В случае отказа этих лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается под расписку лицам, в отношении которых возбуждено дело.

Протокол составляется сразу же после выявления факта совершения административного правонарушения. Если же возникает необходимость в дополнительном выяснении обстоятельств дела, то протокол составляется в течение двух суток с момента выявления правонарушения.

В течение суток с момента составления протокола он направляется судье, органу (должностному лицу), уполномоченным рассматривать дело. Протокол передается немедленно судье, если правонарушение влечет административный арест.

В ряде случаев протокол об административном правонарушении может и не составляться. Например, если совершено правонарушение, которое влечет административную ответственность в виде предупреждения или административного штрафа, не превышающего одного минимального размера оплаты труда.

В таких случаях уполномоченным должностным лицом оформляется предупреждение либо налагается и взимается штраф на месте совершения правонарушения. Протокол не составляется и тогда, когда административное производство возбуждено постановлением прокурора.

Если протокол невозможно составить на месте совершения административного правонарушения, то нарушитель может быть доставлен в ближайший территориальный орган внутренних дел (отделение или пункт полиции).

На стадии возбуждения дела при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, начатое производство по делу подлежит прекращению.

В частности, к таким обстоятельствам относятся отсутствие события или состава административного правонарушения, действие лица в состоянии крайней необходимости и т.д. (ст. 24.5 КоАП РФ).

При наличии таких обстоятельств орган (должностное лицо), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, выносит постановление о прекращении производства по делу.

Если после выявления административного правонарушения возникает необходимость в проведении экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, то может быть проведено административное расследование.

Решение о проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях. Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения.

Его срок не может превышать 1 месяца с момента возбуждения дела. В исключительных случаях вышестоящими должностными лицами этот срок может быть продлен на срок не более 1 месяца, а по делам о нарушении таможенных правил — до 6 месяцев.

По окончании расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела.

Следует знать, что проведение административного расследования возможно не по всем видам административных правонарушений, а лишь в случае нарушений в сфере антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, о выборах и референдумах, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства о защите прав потребителей, налогов и сборов, таможенного дела и др.

Административное расследование

Административное расследование представляет собой урегулированную законом государственную деятельность субъектов административного процесса, выражающуюся в производстве процессуальных действий, направленную на привлечение виновных к административной ответственности.

Порядок производства административного расследования урегулирован в ст. 28.7 КоАП РФ.

Если после выявления административного правонарушения в области антимонопольного, патентного законодательства, законодательства о естественных монополиях, о рекламе, об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах, о выборах и референдумах, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательства о противодействии коррупции, о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах, законодательства о физической культуре и спорте в части, касающейся предотвращения допинга в спорте и борьбы с ним, миграционного законодательства, валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства о защите прав потребителей, об охране здоровья граждан, об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, законодательства в области налогов и сборов, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, таможенного дела, экспортного контроля, государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), законодательства об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, в области охраны окружающей среды, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, промышленной безопасности, дорожного движения и на транспорте, несостоятельности (банкротства), размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, то проводится административное расследование.

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении в виде определения, а прокурором — в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

В определении о возбуждении дела об административном правонарушении указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья КоАП РФ либо закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в определении.

Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении в течение суток вручается под расписку либо высьшается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.

Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения.

Административное расследование по делу об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проводится указанным должностным лицом, а по решению начальника органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

Срок проведения административного расследования не может превышать 1 месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более 1 месяца, а по делам о нарушении таможенных правил, а равно правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, — начальником вышестоящего органа на срок до 6 месяцев.

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении

Судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы (следует обратить внимание на постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»:

1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;

имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;

правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;

имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;

достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;

имеются ли ходатайства и отводы.

Источник: https://be5.biz/pravo/a014/11.html

Общий порядок рассмотрения уголовного дела

Порядок рассмотрения дел

Общий порядок рассмотрения уголовного дела в суде предполагает полное и непосредственное исследование собранных по делу доказательств в ходе проведения судебного следствия.

В этом случае в зависимости от выбранной позиции представляются доказательства защиты и опровергаются доказательства обвинения.

Само понятие общего порядка уже говорит о том, что рассмотрение дела будет происходить в полном объеме без сокращенной процедуры, которая предусмотрена особым порядком.

Начало судебного процесса

Начало судебного процесса по уголовному делу происходит следующим образом:

  1. судья объявляет, какое дело подлежит рассмотрению, то есть называется ФИО подсудимого и статьи УК РФ, по которым предъявлено обвинение;
  2. секретарь судебного заседания докладывает о том, кто явился в суд и каковы причины неявки других лиц;
  3. если подсудимый не владеет русским языком, то судья разъясняет переводчику его права;
  4. свидетели, которые явились в суд, удаляются из зала, чтобы в последующем их допрашивать по очереди;
  5. устанавливается личность подсудимого и дата вручения ему копии обвинительного заключения;
  6. объявляется, каким судьей рассматривается дело, кто является участниками суда, то есть секретарем судебного заседания, прокурором, защитником, потерпевшим, экспертом и т.д.;
  7. разъясняется право отвода судье или участникам процесса;
  8. подсудимому и другим участникам процесса (кроме прокурора, защитника, секретаря судебного заседания) разъясняются их права;
  9. судья выясняет, есть ли ходатайства у сторон обвинения и защиты;
  10. разрешается вопрос о возможности начать рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Начальная стадия уголовного разбирательства имеет важное значение для защиты, поскольку здесь закладывается основа для дальнейшего судебного разбирательства.

Поэтому уже на этой стадии должна быть четкая концепция, позволяющая в дальнейшем реализовать свою тактику защиты на судебном следствии.

Еще до судебного заседания нужно обсудить с подзащитным порядок представления доказательств, возможные отводы, ходатайства, порядок допроса свидетелей и т.д.

Порядок судебного следствия

Порядок судебного следствия может меняться в зависимости от ходатайства сторон, но в основном состоит в следующем:

  1. прокурор излагает сущность обвинения;
  2. выясняется, понятно ли обвинение подсудимому, признает ли он себя виновным и желает ли он или защитник выразить свое отношение к обвинению;
  3. определяется очередность представления доказательств сторонами обвинения и защиты, но первым представляет доказательства прокурор;
  4. допрашивается подсудимый с его согласия, так как он имеет право давать показания в любой момент суда. Допрос подсудимого осуществляет защитник и только потом ему могут задавать вопросы другие участники процесса. Последним вопросы задает судья;
  5. потерпевшего, свидетелей, экспертов, специалистов первым допрашивает прокурор, если они были заявлены с его стороны;
  6. дальше доказательства представляет сторона защиты в заявленном ею порядке;
  7.  по ходатайству сторон назначается судебная экспертиза, проводится осмотр места происшествия, опознание, освидетельствование и т.д.;
  8. оглашаются материалы дела, которые были собраны на следствии, как со стороны обвинения, так и защиты, а также приобщаются новые документы;
  9. если у сторон обвинения и защиты больше нет ходатайств о дополнении судебного следствия, то судья объявляет о его окончании.

Судебное следствие позволяет непосредственно исследовать собранные на предварительном следствии доказательства и представить свои, еще неизвестные стороне обвинения.

Так, например, показания свидетелей при допросе у следователя могут существенно отличаться от тех, которые будут даны в суде. Те обстоятельства, которые не выяснил следователь, могут быть выяснены в процессе.

Кроме того, свидетелю могут быть представлены документы, которые опровергают его показания, и эти разногласия он обязан разъяснить.

Напротив, стороной защиты могут быть вызваны свидетели, которые не допрашивались на следствии, но показания которых имеют важное значение.

На этой стадии судебного разбирательства имеется возможность повторно заявить ходатайства, в которых было необоснованно отказано на следствии, в том числе об исключении доказательств, а также собраны все материалы, доказывающие невинность подсудимого. Их анализ в дальнейшем и будет положен в основу судебных прений, где подводится итог требований защиты.

Прения и реплики сторон

Первым в прениях выступает прокурор. Он поддерживает обвинение, приводит доказательства, дает их анализ, квалифицирует действия подсудимого и выражает мнение о наказании. Потерпевший также вправе выступить в прениях после речи прокурора. Последними выступают подсудимый и его защитник. Подсудимый может отказаться от выступления, указав, что речь в его защиту произнесет его адвокат.

После выступления участников процесса в прениях они имеют право на одну реплику. Последними реплики произносят также подсудимый и защитник.

В своей практике выступлений в прениях, особенно касающихся сложных уголовных дел, содержащих большой объем доказательств или количество эпизодов, я всегда готовлю речь в письменном виде. В ней я подробно излагаю точку зрения защиты, касающуюся квалификации преступления, представляю анализ доказательств, а также стараюсь опровергнуть доводы, представленные стороной обвинения.

Более того, свою письменную речь я прошу приобщить к материалам уголовного дела.

Это нужно, чтобы при принятии решения в совещательной комнате, суд видел доводы защиты в письменном структурированном виде, чтобы каждому из них была дана надлежащая оценка.

Кроме того, не всегда в протоколе судебного заседания отражается речь защитника дословно и поэтому дальше будет трудно доказать, что тот или иной довод был изложен суду.

Правом реплики я пользуюсь только в том случае, если ею воспользовалась сторона обвинения. Если этого не произошло, то не вижу смысла фактически дополнять свое выступление, если его не опровергли в реплике.

Последнее слово подсудимого

Последнее слово всегда остается за подсудимым. При этом во время произнесения последнего слова никто из участников процесса не может задавать подсудимому вопросы. Продолжительность последнего слова не может быть ограничена судом, кроме случаев, когда подсудимый говорит о том, что не относится к делу. Но, как правило, суд никогда не перебивает подсудимого в его последнем слове.

Обычно в последнем слове повторяются доводы, изложенные в прениях. Я бы не рекомендовал повторяться. Считаю, что последнее слово должно быть умеренно эмоциональным и по существу.

В нем следует сделать упор на чисто человеческие понятия, например, на несправедливость озвученного прокурором наказания или недоказанность обвинения, на наличие смягчающих вину обстоятельств, а в случае признания вины – раскаяние в содеянном.

Возобновление судебного следствия

Если в процессе прений, а также последнего слова подсудимого суд узнает о новых фактах или доказательствах, которые имеют значение для дела, суд может возобновить судебное следствие и проверить эти данные. После этого прения, реплики и последнее слово произносятся заново.

Возобновление судебного следствия не такое и редкое явление. Особенно это происходит после выступления в прениях стороны защиты, где ставятся под сомнения представленные доказательства обвинения. Противоречия в доказательствах, которые суд не может разрешить в приговоре, он вынужден проверять на возобновленном судебном следствии.

Оглашение судебного решения

После последнего слова подсудимого суд удаляется в совещательную комнату, по возвращении из которой зачитывает принятое решение.

Решение должно быть оглашено полностью. Суд выясняет, понятно ли оно подсудимому. С этого момента для защиты начинается десятидневный срок обжалования.

Считаю, что именно судебное разбирательство предоставляет большие возможности для качественной защиты подсудимого, конечно, если ей предшествовала тщательная работа на предварительном следствии.

Источник: http://advokathelpvrn.ru/obshhij-poryadok-rassmotreniya-ugolovnogo-dela

Рассмотрение гражданских дел в суде

Порядок рассмотрения дел

Рассмотрение и разрешение гражданских дел по существу происходит в ходе судебного разбирательства. Перед судебным разбирательством, а также в ходе него, лица участвующие в деле обязательно извещаются судом о судебных заседаниях почтовыми заказными письмами, вручаемыми под роспись.

Но, такие извещения могут быть не доставлены своевременно из-за некорректной работы почты либо по какой-либо причине своевременно не получены самим адресатом, и сроки судебного заседания могут срываться.

Поэтому, если Вам стало известно о наличии грядущего судебного разбирательства, не лишним будет проверять судебную информацию непосредственно в суде, чтобы избежать рассмотрения дела в ваше отсутствие, оставления иска без движения, без рассмотрения, возврата и т.д.

Порядок рассмотрения гражданских дел в суде

После принятия искового заявления, суд назначает судебное заседание – досудебную подготовку, о которой извещает участвующих в деле лиц.

В ходе досудебной подготовки суд выясняет поддерживаются ли исковые требования, наличие возражений, ходатайств, возможность заключения мирового соглашения. Сторонам разъясняются их права.

Основной целью досудебной подготовки является проверка готовности к рассмотрению гражданского дела. После проведения подготовки, суд назначает дату судебного рассмотрения дела по существу заявленных требований.

При назначении даты судебного заседания имеется возможность ее согласования и изменения при наличии уважительной причины невозможности явки какого-либо участвующего в деле лица. Возможность согласования дат заседаний относится ко всему порядку рассмотрения дела.

В ходе основных судебных заседаний гражданское дело рассматривается по существу. В начале судебного заседания суд проверяет явку лиц участвующих в деле. В случае неявки стороны по делу, председательствующий выясняет возможность рассмотрения дела в отсутствие одной из сторон.

В дальнейшем председательствующий разъясняет права сторон и выясняет наличие ходатайств или заявлений. Хочется отметить, что все заявления, ходатайства должны быть четко сформулированы и мотивированы в соответствии с действующим законодательством.

Не желательно высказывать суду различные просьбы, желания замечания, предположения которые не мотивированы и аргументированы, а также спорить с судьей и ссылаться на различные слухи и предположения.

В ходе судебного заседания председательствующий заслушивает истца, его представителя, а также возражения ответчика. В данной стадии судья может задавать различные уточняющие вопросы. Как правило, у каждого судьи имеется свой индивидуальный стиль ведения процесса, который может незначительно отличаться от порядка рассмотрения дела, установленного гражданским процессуальным кодексом.

После объяснений сторон суд переходит к допросу свидетелей, если они имеются и об их допросе заявлено. При допросе свидетелей первым задает вопросы сторона, которая ходатайствовала о вызове свидетелей, председательствующий задает вопросы в любое время допроса. Необходимо отметить, что стороне, которая вызывает свидетелей, желательно самостоятельно обеспечить их явку суд.

В дальнейшем, при необходимости допрашиваются эксперты, исследуются письменные и вещественные доказательства.

После исследования доказательств, суд выясняет у участвующих лиц, имеются ли у них заявления и дополнения. При их отсутствии, судья объявляет об окончании рассмотрения дела по существу и переходит к следующему этапу судебного разбирательства – прениям сторон.

В ходе судебных прений стороны подтверждают законность и обоснованность своей позиции, высказывают свое мнение о деле в целом и отдельных доказательствах. Прения могут быть выражены в письменной форме и приобщены к материалам дела.

Рассмотрение дела заканчивается после реплик сторон. После этого суд удаляется на вынесение решения, которое в последующем оглашает.

Как правило, выносится резолютивное решение, а мотивированное решение изготовляется и вручается сторонам через некоторое время.

Как видно, порядок судебного разбирательства строго регламентирован гражданским процессуальным кодексом. В ходе судебного рассмотрения гражданских дел, несомненно, необходимо знание действующего законодательства, поскольку только квалифицированный юрист может сформировать верную позицию по делу и определить стратегию и тактику его ведения в суде.

  • Анализ документов и подробная юридическая консультация.
  • Подготовка искового заявления, приложений к нему.
  • Подача иска, возражений, ходатайств и иных документов в суд.
  • Участие в судебных заседаниях.
  • Получение решения суда и иных документов.
  • Представление в суде возможно без Вашего участия.

Источник: https://skorovsud.ru/sovetyi-advokata/grazhdanskie-dela/rassmotrenie-grazhdanskix-del-v-sude

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.