Осуществление правосудия это

Принципы правосудия Конституции РФ

Осуществление правосудия это

Правосудие – это центр судебной власти, так как отправление правосудия является защитой прав граждан и интересов государства.

Определение 1

Правосудие – форма деятельности государства в сфере судебной власти, закрепленная в Конституции, которая включает в себя деятельность судов по рассмотрению гражданских, уголовных, административных дел с применением государственного принуждения, основанного на законе.

Если рассматривать нравственную сторону правосудия, то в его основе лежит справедливость, подкрепленная законом.

Поэтому при рассмотрении дел тщательно разбираются все обстоятельства, чтобы впоследствии вынести справедливое решение.

Суд строго следует установленному порядку, придерживаясь конституционных принципов правосудия, которые гарантируют законность и справедливость принятых судебных решений.

Определение 2

Конституционные принципы правосудия – положения, организующие работу органов судебной власти, отражающие демократический характер правосудия, закрепленные в Конституции.

По принципам правосудия можно судить об уровне правового общественного сознания. Все принципы взаимосвязаны и составляют единую систему.

Законность

Принцип законности заключается в строгом следовании положениям Конституции РФ, законам, НПА государственных руководящих органов, в том числе и судебных.

Соблюдение законности является базовым принципом правосудия. Требования процессуального и материального закона должны неукоснительно выполняться.

Прежде всего должны соблюдаться нормы позитивного права, которые соответствуют принципам естественного права.

Осуществление правосудия только судом

Только суд, выступая от имени государства, может осуществлять правосудие. Число служб, которые могут заниматься судебным делом, ограничено.

Например, товарищеские, религиозные суды, суд офицерской чести не имеют права выносить приговоры, это прерогатива организаций, относящихся к судебной власти.

Решения перечисленных судов носят порицательный, морализирующий характер. Недопустимо создание каких-либо чрезвычайных судов.

Замечание 1

Суд обладает исключительным правом отправлять правосудие, деятельность суда подчиняется особому правовому порядку, создающему преимущества для объективного и справедливого рассмотрения дел, которым не обеспечена никакая другая форма государственной деятельности.

Никто не может присваивать себе полномочия суда, применяя при этом государственное принуждение от имени Российской Федерации.

Принцип действует во всех судебных инстанциях, например, отменить или изменить судебное решение может только вышестоящий суд и никакой другой орган.

Это подчеркивает не только исключительность, но и полноту судебной власти. Решения суда, которые вступили в законную силу, обязательны для всех.

Независимость

Судьи и судебные заседатели должны иметь такие условия, при которых возможно принимать ответственные решения, не испытывая давления извне. Закон запрещает вмешиваться в деятельность правосудия со стороны любых органов и должностных лиц. Судьи обладают неприкосновенностью, имеют материальное обеспечение из федерального бюджета.

Независимость судей обладает внешними и внутренними признаками. К внешним признакам можно отнести то, что судьи не представляют интересы государственных сил или социальных структур. Судья не может находиться на гос. должности, иметь принадлежность к политическим партиям и движениям.

Судья должен отстаивать свою личную позицию, сформировавшуюся на основании тщательного независимого рассмотрения всех обстоятельств дела. Судья не может руководствоваться указаниями, запрашивать их, а при получении должен их отвергнуть. Условия, которые созданы для судей, исключают возможность воздействия со стороны.

Все судьи имеют равные права, они могут выражать свое мнение, высказываться в ходе совещания судей, существует порядок ания и тайна совещания судей.

К внутренним признакам можно отнести субъективную независимую позицию судьи, которая должна быть исключительно правовой и основываться на законе.

Несменяемость

Это гарантия независимости судей от законодательной и исполнительной власти.

Замечание 2

После наделения судьи полномочиями в установленном законом порядке действительность полномочий судьи в Российской Федерации не ограничена определенным сроком.

Законодательство обеспечивает несменяемость в разных временных границах. Для судей общих и арбитражных судов определено пожизненное назначение, федеральные судьи назначаются сроком на 3 года, если судья назначается впервые. Сроком на 5 лет назначаются мировые судьи.

Определение 3

Независимость судей – постоянное сохранение судьей занимаемой должности, смена которой может произойти только с согласия судьи. Приостановление или прекращение полномочий судьи может произойти только в установленных законом случаях.

Опиши задание

Неприкосновенность

Судья не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, кроме тех случаев, когда человек был обнаружен непосредственно на месте преступления. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено по решению Председателя Следственного комитета при Прокуратуре РФ с согласия Квалификационной коллегии судей субъекта.

При вынесении решения судья должен иметь гарантии, что не последуют меры агрессивного характера в отношении него или членов его семьи.

Замечание 3

Судейская неприкосновенность – не личная привилегия гражданина, занимающего должность судьи, а средство защиты публичных интересов правосудия.

Если в профессиональной деятельности судьи обнаружены недостатки, судья несет ответственность. ФЗ «О Дисциплинарном судебном присутствии» определяет назначение единого органа дисциплинарного характера.

Судебный орган уполномочен рассматривать дела, связанные с жалобами на решения ВКК и ККС субъектов об отказе в досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков.

Дисциплинарное присутствие выносит окончательное решение, которое не обжалуется.

ДСП формируется на конкурсной основе тайным анием на Пленумах Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ из трех судей Верховного Суда и трех судей Высшего Арбитражного Суда

Требования для работы в Дисциплинарном присутствии очень высоки. Членом ДСП может стать судья в возрасте 40-65 лет, он должен работать в Верховном или в Высшем Арбитражном суде не менее 5 лет. Два раза подряд членом ДСП судья быть избран не может.

Гласность, состязательность и равноправие сторон

Определение 4

Гласность судебного разбирательства – это форма контроля за деятельностью судов со стороны общественности.

Дела рассматриваются при свободном присутствии всех желающих, исключение составляют дела особой категории. Кроме того открытость судов играет профилактическую, воспитательную роль. Каждый суд стремиться продемонстрировать объективность и беспристрастность, строгое следование процедурам, равное и уважительное отношение ко всем участникам процесса.

Стороны в судебном заседании наделены равными правами для отстаивания перед судом своей позиции.

Замечание 4

Принцип состязательности реализуется при помощи правил, которые способствуют установлению истины.

Суд не инициирует производство, он разрешает поставленные субъектами вопросы.

Перед судом все равны. Дела рассматриваются в одинаковом процессуальном порядке, для сторон не создается преимуществ или ограничений.

В качестве одной из сторон может выступать прокурор, его правозащитная функция заключается в том, что он может возбуждать дела в защиту других лиц. Это делается тогда, когда гражданин не в состоянии себя защитить, то есть выравнивается правовой статус, обретаются равные права на защиту в суде.

Замечание 5

Принцип равенства обеспечивает одинаковые права для свидетелей, переводчиков, экспертов.

Устность, участие граждан в суде

В судебном заседании заслушиваются показания сторон, экспертов, свидетелей, оглашаются документы. Судья воспринимает сведения непосредственно, это очень важно. В вышестоящих судах при проверке судебных решений материалы могут оцениваться без оглашения, так как обстоятельства дела не устанавливаются.

Граждане могут принимать участие в отправлении правосудия в качестве присяжных или арбитражных заседателей.

Замечание 6

Принцип участия граждан в судебном разбирательстве имеет своей целью привлечение народа к осуществлению власти, в том числе и судебной.

Институт судебных заседателей призван сделать судебную власть прозрачной, судебные акты более устойчивыми.

Вывод 1

Принципы правосудия являются основой для всех предписаний законодательства, регулирующих судебную систему. Это – результат практики развития и совершенствования правосудия в России, который нашел свое отражение в нормах Конституции РФ.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/konstitutsionnoe-pravo-rossijskoj-federatsii/printsipy-pravosudija/

Понятие правосудия. Принцип осуществления правосудия судом

Осуществление правосудия это

Правосудие в РФ представляет собой один из основных видов деятельности государства, в ходе которого осуществляется защита нарушенных прав граждан, юридических лиц или государства.

Оно составляет основу деятельности судов на территории России и при осуществлении правосудия обеспечивается определенная стабилизация и даже сдерживание незаконных действий представителей органов законодательной и исполнительной власти.

Вместе с тем в учебном курсе «Правоохранительные органы в РФ» основной упор делается на организационную сторону осуществления правосудия, а именно – судоустройство в России.

Поэтому правосудие в данной дисциплине рассматривается «сквозь призму» организации и функционирования судебной системы, как одна из основных функций, осуществляемых судами и судьями, учитывая, что подробнее в дальнейшем виды судопроизводств будут изучаться в самостоятельных учебных дисциплинах: «Уголовный процесс», «Гражданский процесс», «Арбитражное судопроизводство», «Конституционное судопроизводство».

Правосудие – это осуществляемый судом особый вид государственной деятельности по реализации судебной власти путем рассмотрения в конституционном, гражданском, арбитражном, административном и уголовном судопроизводстве правовых споров, обеспеченный возможным применением на основе закона государственного принуждения для установления или восстановления нарушенных прав, наказания правонарушителей и защиты законных интересов граждан, юридических лиц и государства.

Признаки правосудия:

1. Правосудие – это особый вид государственной деятельности, осуществляемый специальными государственными органами и от имени государства.

Это означает, что никаким иным, негосударственным органам, политическим, общественным и иным организациям, частным лицам не может быть предоставлено право осуществлять правосудие.

Осуществление правосудия является реализацией судебной власти, которая, согласно Конституции РФ, является самостоятельной ветвью государственной власти, наряду с законодательной и исполнительной.

Выделение судебной власти в качестве самостоятельной обеспечивает независимость судов при осуществлении правосудия от всех других органов государства, в том числе и от органов исполнительной власти.

Последние могут лишь обращаться в суд для разрешения правового спора, возникшего между одним органом исполнительной власти и другим, а также между органом исполнительной власти и негосударственными образованиями и гражданами.

2. Правосудием является только деятельность суда.

Это означает, что органы предварительного расследования, органы прокуратуры, иные государственные органы, кроме судов, могут принимать участие в осуществлении правосудия, способствовать деятельности судов, но не могут сами осуществлять правосудие.

Вот почему в ст. 49 Конституции РФ установлена презумпция невиновности граждан и предусмотрено правило, что лицо считается виновным только после установления этого вступившим в законную силу приговором суда.

3. К судам, как к органам, имеющим право осуществлять правосудие, относятся только те, которые перечислены в Конституции РФ (ст.ст. 118–128) и Федеральном конституционном законе «О судебной системе в РФ» (ст. 4).

Другие органы, хотя и могут иметь в названии слово «судебная» (например, Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ), на самом деле судами не являются и правосудия не осуществляют.

Создание чрезвычайных судов в РФ не допускается (ст. 118 Конституции РФ).

4. Вместе с тем не всякая деятельность суда является правосудием. Например, в силу своего должностного положения председатель суда выполняет определенные организационные и хозяйственные обязанности.

Он осуществляет прием на работу и увольнение работников аппарата суда, контролирует их работу, поощряет и наказывает их в дисциплинарном порядке. Председатель суда распределяет поступившие в суд дела между судьями.

В рамках судейского сообщества действуют его органы, выполняя организационные и представительские функции.

Пленум Верховного Суда РФ дает в своих постановлениях руководящие разъяснения судам общей юрисдикции. Подобные виды деятельности к правосудию не относятся. Правосудием является лишь деятельность суда, направленная на разрешение правовых споров.

5. Правосудие осуществляется в определенной процессуальной форме.

Процессуальная форма (процедура, порядок) деятельности суда зависит от характера правового спора и может быть предусмотрена Гражданско-процессуальным кодексом, Уголовно-процессуальным кодексом, Арбитражным процессуальным кодексом, Кодексом РФ об административных правонарушениях, Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде РФ» и другими федеральными законами. Степень сложности процессуальной формы зависит от категории рассматриваемого дела. Чем более серьезные последствия могут наступить в результате разрешения дела, тем более сложными являются процедура, порядок рассмотрения такого дела.

Наиболее сложная процессуальная форма предусмотрена для рассмотрения уголовных дел. Она закрепляется в Уголовно-процессуальном кодексе РФ.

Значение процессуальной формы заключается в том, что она дисциплинирует суд и других участников процесса, обеспечивает режим законности в процессе, повышает авторитет суда, создает условия для достоверных выводов по делу, содержит гарантии защиты прав и законных интересов лиц, участвующих в деле.

Процессуальная форма, в которой осуществляется правосудие, в зависимости от рассматриваемых споров и дел определяется как тот или иной вид судопроизводства. В рамках отдельных видов судопроизводств правосудие может проходить несколько этапов (стадий): рассмотрение дела по существу и проверки вынесенных судом решений в проверочных инстанциях судов.

6. При осуществлении правосудия могут применяться достаточно серьезные виды принуждения, некоторые из которых не свойственны другим видам государственной деятельности. Так, в случае неявки по вызову суда свидетель может быть доставлен в суд в принудительном порядке.

Принудительный привод по поручению суда осуществляется судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов. За нарушение порядка в судебном заседании любой гражданин может быть в том же судебном заседании оштрафован.

Кроме того, неуважение к суду и воспрепятствование осуществлению правосудия могут рассматриваться как уголовные преступления (ст.ст. 294 и 297 УК РФ).

В ряде случаев до принятия судом решения им могут быть применены обеспечительные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя, в том числе: может быть наложен арест на имущество ответчика, ответчику может быть запрещено совершать определенные действия, касающиеся предмета спора (например, продавать, отдавать в залог и пр.), на ответчика может быть возложена обязанность совершения определенных действий в целях предотвращения порчи спорного имущества, спорное имущество может быть передано на хранение истцу или иным лицам и т.д.

Некоторые решения принудительного характера могут быть приняты только судом и никаким другим органом. Так, только суд может принять решение о заключении человека под стражу в качестве меры пресечения, о конфискации имущества.

В случае признания лица виновным в совершении уголовного преступления суд назначает ему наказание, предусмотренное уголовным законом с учетом тяжести совершенного преступления и опасности лица, его совершившего. Так, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления может быть назначено наказание в виде лишения свободы вплоть до пожизненного заключения.

Принцип осуществления правосудия судом.

В основе организации судебной системы и осуществления правосудия лежат определенные сложившиеся веками постулаты.

Не использовать или обойти их в построении судебной системы или организации правосудия, значит, не учитывать объективные закономерности развития общества или волюнтаристски интерпретировать их в деятельности конкретного государственного механизма.

Познанные в обществе и воспринятые законодателем в государстве постулаты становятся правовыми принципами организации, в частности, судебной власти и реализующих ее органов. Это положение относится и к принципам правосудия, которые выводятся из таких постулатов, формулируются в определенное правило и закрепляются в законе.

Поэтому принципы правосудия можно определить как закрепленные в Конституции РФ и федеральных законах РФ основополагающие начала построения и функционирования судебной системы России и каждого ее суда.

Принцип правосудия – это, прежде всего, правовое положение, закрепленное в законе. Принцип имеет свою формулу и раскрывающее ее в правовой норме содержание. Значение принципов правосудия подчеркивается тем, что все они изначально закреплены в Конституции РФ или вытекают из ее положений.

Любой принцип правосудия конкретизируется, находит свое проявление во многих других правовых нормах. Так, принцип гласности судебного разбирательства закреплен в ст. 123 Конституции РФ.

этого принципа раскрывается также в ст. 9 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ», ст. 5 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ», ст. 11 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ст. 10 Гражданско-процессуального кодекса РФ, ст. 24.

3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ст.6 Кодекса административного судопроизводства РФ. Поэтому изучение принципов или принципа правосудия предполагает использование целой совокупности нормативных актов, в которых закрепляются процессуальные формы видов судопроизводств.

Следует отметить, что нужно различать принципы правосудия и принципы отдельных видов судопроизводств. Если первые характерны для правосудия в целом и проявляются во всех видах правосудия, то вторые могут распространять свое действие только на отдельные виды судопроизводств.

Так «принцип национального языка судопроизводства» определяет осуществление правосудия всех видов, в то время как «принцип обеспечения подозреваемому, обвиняемому права на защиту» применяется только при осуществлении правосудия по уголовным делам.

Все принципы правосудия взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга. В своей совокупности они представляют определенную взаимообусловленную и взаимосвязанную систему. Невозможно, например, в полной мере обеспечить принцип равенства граждан перед судом и законом, если будет нарушаться принцип национального языка судопроизводства.

Ст.

118 Конституции РФ «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом».

Ст.

4 ФКЗ «О судебной системе РФ» «Правосудие в РФ осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и настоящим ФКЗ. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим ФКЗ, не допускается»

Применительно к разбирательству уголовных дел:

Ст.

49 Конституции РФ «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда»

Ст.

8 УПК РФ «Правосудие по уголовному делу в Российской Федерации осуществляется только судом.

Никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Подсудимый не может быть лишен права на рассмотрение его уголовного дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено настоящим Кодексом».

Споры гражданско-правового характера

Ст.

3 ГПК РФ «Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Отказ от права на обращение в суд недействителен.

(С 1 января 2017 года ФЗ от 23.06.

2016 N 220-ФЗ статья 3 дополняется новой частью первой «Исковое заявление, заявление, жалоба, представление и иные документы могут быть поданы в суд на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”»)».

Ст.

4 АПК РФ «Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном настоящим Кодексом. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица. Отказ от права на обращение в суд недействителен».

Ст.

4 КАС РФ «Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Принуждение к отказу от права на обращение в суд является недопустимым».



Источник: https://infopedia.su/18x4035.html

Понятие правосудия и его признаки | Студент-Сервис

Осуществление правосудия это

Основное, главное содержание судебной власти составляет осуществление правосудия. О правосудии говорится в Конституции РФ неоднократно и в связи с разными правовыми ситуациями:

  • часть 5 статьи 32 Конституции России устанавливает право граждан «участвовать в отправлении правосудия»;
  • часть 2 статьи 50 запрещает при осуществлении правосудия «использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона»;
  • статья 52 посвящена охране прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью и гласит: «Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причинённого ущерба»;
  • часть 1 статьи 118 Конституции содержит важнейшее для судебной власти правовое установление: «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом».

Знатоки русского языка С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова определяют «правосудие как деятельность судебных органов; справедливое решение дела, спора».

Понятие правосудия – понятие, прежде всего, правовое. Поэтому его определение и основные элементы должны опираться на соответствующие правовые нормы и институты.

Правосудие – одно из направлений государственной деятельности, именуемой правоохранительной, относится к числу важнейших полномочий судебной власти.

И в системе правоохранительной деятельности, и в составе полномочий судебной власти оно занимает центральное место.

Отправление правосудия проявляется в принятии решений по кардинальным вопросам реализации социально-экономических, политических и личных прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов государственных и общественных институтов.

Правосудие осуществляется только судом (судьёй) и, следовательно, представляет собой вид государственной деятельности, в которой реализуется судебная власть. Осуществление правосудия – исключительная компетенция суда. Только правосудию принадлежит решающее слово при признании конкретного лица виновным и назначении ему меры наказания.

Правосудию присущ особый процессуальный порядок, этот вид государственной деятельности может осуществляться только конкретными способами, с соблюдением особого порядка (процедуры), подробно регламентированного законом, устанавливающим процедуру деятельности суда по рассмотрению и разрешению конкретных дел, решения по которым вправе принимать только суд. Этот порядок обеспечивает права и охраняемые законом интересы тех, кого касается деятельность суда, кто участвует в данном судебном деле. Правосудие – правоприменительная деятельность, основанная на строгом соблюдении законов. Осуществляющие правосудие судьи независимы, они подчиняются Конституции РФ и законам. Правосудие в его подлинном смысле имеет место тогда, когда суд правильно выяснил все существенные для данного дела обстоятельства и безошибочно применил закон, приняв на этой основе справедливое решение. Если суд принимает решение, противоречащее закону (к примеру, осуждает невиновного в преступлении), то это не правосудие, а беззаконие, произвол.

Правосудие, с точки зрения правовой и нравственной, – основанная на законе справедливость. Разбирательство и разрешение дел в судебном заседании есть способ осуществления правосудия.

В соответствии со ст. 4 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ» суды общей юрисдикции рассматривают:

  • все гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, за исключением дел, которые в соответствии с законодательством РФ рассматриваются другими судами;
  • все уголовные дела;
  • иные дела, отнесённые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами к их ведению.

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

Эта статья наиболее правильно определяет способы (пути) осуществления правосудия по гражданским и уголовным делам в настоящее время.

Правосудие осуществляется путём рассмотрения конкретных дел в судебных заседаниях и принятия судом соответствующих решений. Судебное заседание суд проводит под руководством профессионального судьи.

В нём участвуют те граждане и организации, которые заинтересованы в исходе дела – стороны, пользующиеся равными процессуальными правами. В судебном заседании исследуются доказательства с целью установления истинных обстоятельств дела.

Судебное заседание заканчивается принятием решения по гражданскому делу или приговора по уголовному делу. Эти решения суда принято называть актами правосудия. Акты правосудия – решения по конкретным делам, принятые судами в пределах их компетенции, обладают общеобязательной силой.

Они (по терминологии процессуального законодательства) вступают в законную силу по истечении срока на обжалование (10 суток) или после подтверждения правильности вышестоящим судом.

Решение по гражданскому делу, приговор по уголовному делу с точки зрения их обязательности приравниваются к закону.

Исполнение приговоров по уголовным делам и решений по гражданским делам обеспечивается, в частности, возможностью применения мер государственного принуждения.

Акты правосудия, в соответствии с законодательством, наделяются особыми свойствами, одно из них – общеобязательность для всех и на всей территории России, неисполнение их или воспрепятствование исполнению может повлечь применение различного рода санкций в отношении тех, кто повинен в этом, вплоть до лишения свободы.

Традиционное понятие правосудия, основанное на нормах законодательства о судоустройстве, включало только деятельность судов по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел.

Однако в настоящее время в связи с возрастанием роли судебной власти в регулировании общественных отношений возникает вопрос о сущности деятельности судов, рассматривающих дела об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 23.1 Кодекса об административных правонарушениях дела о некоторых правонарушениях этого рода подлежат рассмотрению судами (судьями). В специальной литературе по поводу природы деятельности суда, рассматривающего дела об административных правонарушениях, высказываются весьма противоположные взгляды.

Необходимо отметить, что круг дел об административных правонарушениях, подведомственных судьям, весьма узок, а процедура их рассмотрения судьёй упрощена.

Поэтому вопрос об административном правосудии требовало соответствующего законодательного решения. При этом надо учитывать положение ст. 118 Конституции РФ, где говорится об административном судопроизводстве.

В связи с этим с 15 сентября 2015 г. введён в действие Кодекс административного судопроизводства.

В соответствии со ст. 4 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» и ст. 1 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражные суды осуществляют правосудие путём разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесённых к их компетенции соответствующими законами.

Арбитражные суды – судебные органы, которые входят в судебную систему РФ, они руководствуются Арбитражным процессуальным кодексом РФ, применяют материальное право, руководствуясь принципом законности, рассматривают арбитражные дела с участием сторон в судебных заседаниях; судебные акты этих судов обладают общеобязательной силой.

Таким образом, деятельность арбитражных судов представляет собой осуществление правосудия и обладает всеми его признаками.

С учётом указанных отличительных признаков правосудие можно определить как осуществляемую судом правоохранительную деятельность по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных, арбитражных и подведомственных судам административных дел при неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающих законность, обоснованность, справедливость и общеобязательность судебных решений.

В связи с положениями ст. 118 ч.

2 Конституции РФ, где говорится об осуществлении судебной власти «посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства», возникает вопрос о наличии такого вида правосудия, как конституционное правосудие.

Употребление этого понятия представляется правомерным, но с учётом того, что компетенция Конституционного Суда РФ и его акты по своему содержанию существенно отличаются от правоприменительных актов всех других судов.

Судопроизводство и правосудие – понятия близкие, но не совпадающие, ибо первое может закончиться и без осуществления правосудия.

Качественное отличие содержания деятельности Конституционного Суда РФ от деятельности других судов, осуществляющих правосудие, состоит в том, что последние применяют законы к конкретным ситуациям, исходя из их конституционности, а Конституционный Суд РФ контролирует соответствие нормативных актов Конституции России или проверяет конституционность закона, применяемого или подлежащего применению при производстве по конкретному делу – ст. 125 Конституции РФ. Конституционный Суд РФ не может считаться вышестоящей судебной инстанцией, быть отнесённым к какомулибо звену судебной системы. Но полномочия его распространяются на сферу деятельности всех судов.

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/ponyatie-pravosudiya-i-ego-priznaki/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.