Личная заинтересованность судьи

Анализ практики

Личная заинтересованность судьи
Информационное письмо о результатах работы квалификационной коллегии судей Владимирской области по проверке соблюдения Закона РФ “О статусе судей в Российской Федерации”

                  ИНФОРМАЦИОННОЕ  ПИСЬМО

               о результатах работы квалификационной коллегии

            судей  Владимирской области  по проверке соблюдения

       судьями положений Закона РФ «О статусе судей в Российской

               Федерации» о преодолении конфликта интересов

Судья при исполнении своих полномочий должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

В случае возникновения конфликта интересов судья, участвующий в производстве по делу, обязан заявить самоотвод или поставить в известность участников процесса о сложившейся ситуации (статья 3  Закона РФ “О статусе судей в Российской Федерации”).

В Федеральной целевой программе “Развитие судебной системы России на 2007 – 2011 годы”, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2006 г.

N 583, содержится следующее предложение: в целях обеспечения прозрачности судебной системы, преодоления конфликта интересов и устранения личной заинтересованности судьи в исходе дела    установить запрет на участие в рассмотрении дел адвоката-супруга, родственника или свойственника судьи. В связи с этим Программой предусматривалось внесение соответствующих изменений в процессуальное законодательство.  

  Мнение о том, что судьями не могут работать те лица, у которых близкие родственники являются адвокатами, неоднократно  высказывалось и выступлениях руководителей судебных органов страны.   

Высшая квалификационная коллегия судей РФ и  Кадровая комиссия при Президенте РФ также обращают на это обстоятельство пристальное внимание и, хотя отсутствует официальный запрет, но наличие родственника-адвоката, как правило,  является  препятствием прохождения  конкурса на должность судьи либо назначения на судейскую должность.

В новой разрабатываемой  целевой федеральной программе  развития  судебной системы на 2012 – 2016 гг.

также предполагается в качестве основных целей   обеспечения прозрачности судебной системы, преодоления конфликта интересов и устранения личной заинтересованности судьи в исходе дела использование принципа  “запрета на участие в рассмотрении дел адвоката – супруга, родственника или свойственника судьи”.

После принятия Федерального закона «О противодействии коррупции» № 274-ФЗ от 25.12.

2008г  в  Закон РФ «О статусе судей  в РФ» были внесены изменения и дополнения, предписывающие   судье в случае  возникновения конфликта интересов заявить самоотвод или поставить в известность участников процесса о сложившейся ситуации, а также  даны определения понятий « конфликт интересов» и  «личная заинтересованность».

Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) судьи влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью судьи и правами и законными интересами граждан, организаций, общества, муниципального образования, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества, муниципального образования, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

Под личной заинтересованностью судьи, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения судьей при исполнении должностных обязанностей доходов в виде материальной выгоды либо иного неправомерного преимущества непосредственно для судьи, членов его семьи или иных лиц и организаций, с которыми судья связан финансовыми или иными обязательствами.

Соблюдение принципа  независимости  и беспристрастности заключается в том, что   судья должен исключать любые воздействия  со стороны иных лиц, чтобы это было очевидно даже  стороннему наблюдателю, так как  непредвзятость судьи  должна быть не только видимой, но  и явной, поскольку категория   конфликта интересов охватывает не только реально возникшее противоречие, но и его гипотетическую возможность.

Квалификационной коллегией была проведена самостоятельная проверка жалобы,  поступившей 17.01.2011 от гражданина о том, что  федеральным судьей И.

при рассмотрении гражданского дела возник конфликт интересов, но судьей не был заявлен самоотвод, чем судья поставила под сомнение свою объективность и независимость при  разрешении конкретного гражданского дела,  фигурантами по которому являлись  лица, чьи  интересы в уголовном судопроизводстве  защищает  сын судьи.

По результатам проверки жалобы комиссия квалификационной коллегии   после получения  информации в отношении сына судьи  о   наличии у него статуса  адвоката и его разовом участии в следственных действиях  по защите  интересов  родственника  фигуранта  дела, пришла  к  выводу о том, что судья   должна была  воздерживаться от ситуации, которая предполагает использование ее судейского статуса и подразумевает ее родственные  отношения   с  сыном-адвокатом, поскольку  сын   защищал  интересы  родственника  лица, также являющегося фигурантом уголовного дела, вызов которого судья организовывала для участия   в том  гражданском  процессе, в котором   непосредственно председательствовала.

 Таким образом, судья не обеспечила достаточные гарантии, позволяющие исключить сомнения в ее объективности и беспристрастности.

 По результатам комиссионной проверки, учитывая то обстоятельство, что принятое судьей по рассмотренному делу судебное решение  не было отменено судом кассационной инстанции по основаниям  нарушения  института отвода как гарантии беспристрастности судьи,  а также  приняв во внимание безосновательность остальных доводов  жалобы в отношении судьи и  отсутствие  в связи с этим в ее действиях достаточных признаков состава  дисциплинарного проступка,  влекущего меры дисциплинарного реагирования, квалификационная   коллегия приняла   16.02.2011 решение   –  ограничиться обсуждением с указанием судье на недопустимость  впредь подобных нарушений. 

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 мая 2007 г.

N 27 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений квалификационных коллегий судей о привлечении судей судов общей юрисдикции к дисциплинарной ответственности” указано на то, что судья обязан вести судебный процесс таким образом, чтобы не допускать возможность возникновения повода для его отвода, поскольку обоснованный отвод судьи не только влечет отложение рассмотрения дела, перераспределение нагрузки между судьями, нарушение сроков рассмотрения дела, но и в конечном итоге ведет к умалению авторитета судебной власти.

Таким образом, предпочтительной представляется ситуация, когда судья  заблаговременно принимает меры  к  исключению любой гипотетической возможности возникновения конфликта интересов в тех случаях, когда    родственники  или свойственники судьи осуществляют адвокатскую деятельность  в том же населенном пункте, где  судьей  осуществляется  его судебная деятельность.

Указанный пример иллюстрирует ситуацию, которая сложилась  в области  и касается тех  судей,  члены семьи и родственники которых занимаются адвокатской деятельностью, в том числе, не  имея статуса адвоката и  оказывая представительские услуги гражданам в том же   населенном пункте, где судья осуществляет свои профессиональные обязанности. 

Квалификационная коллегия судей Владимирской области напоминает, что особый статус судей позволяет обществу не только  предъявлять к носителям судебной власти особые квалификационные и морально-нравственные требования,  но  и применять за несоблюдение установленных      Законом о статусе судей запретов и ограничений досрочное прекращение судейских полномочий. 

Судебная   система должна быть прозрачна, а ее деятельность – доступна для контроля со стороны гражданского общества. И такой подход   согласуется с реалиями сегодняшнего дня и с международными стандартами в сфере организации правосудия. 

Председатель Квалификационной

коллегии судей Владимирской области                                                                                                                                                                С.Н.Саликова

Источник: http://vla.vkks.ru/publication/4173/

Статья 3. Требования, предъявляемые к судье | ГАРАНТ

Личная заинтересованность судьи

Статья 3. Требования, предъявляемые к судье

1. Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы. Судья конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, мировой судья обязаны также соблюдать конституцию (устав) субъекта Российской Федерации и законы субъекта Российской Федерации.

2. Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

В случае возникновения конфликта интересов судья, участвующий в производстве по делу, обязан заявить самоотвод или поставить в известность участников процесса о сложившейся ситуации.

Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) судьи влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью судьи и правами и законными интересами граждан, организаций, общества, муниципального образования, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества, муниципального образования, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

Под личной заинтересованностью судьи, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения судьей при исполнении должностных обязанностей доходов в виде материальной выгоды либо иного неправомерного преимущества непосредственно для судьи, членов его семьи или иных лиц и организаций, с которыми судья связан финансовыми или иными обязательствами.

3. Судья не вправе:

1) замещать иные государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром;

2) принадлежать к политическим партиям, материально поддерживать указанные партии и принимать участие в их политических акциях и иной политической деятельности;

3) публично выражать свое отношение к политическим партиям и иным общественным объединениям;

4) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе принимать участие в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы;

5) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать исполнению обязанностей судьи и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия председателя соответствующего суда (для мировых судей – председателя соответствующего районного суда, для председателей судов – президиумов соответствующих судов, а в случае отсутствия таких президиумов – президиумов вышестоящих судов). При этом педагогическая, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации с соответствующими судами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

5.1) открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Супруг (супруга) и несовершеннолетние дети судьи также не вправе открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Понятие “иностранные финансовые инструменты” используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ “О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами”;

6) быть поверенным или представителем (кроме случаев законного представительства) по делам физических или юридических лиц;

7) допускать публичные высказывания по вопросу, который является предметом рассмотрения в суде, до вступления в законную силу судебного акта по этому вопросу;

8) использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий судьи, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные для служебной деятельности;

9) разглашать или использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий судьи, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к информации ограниченного доступа, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с осуществлением полномочий судьи;

10) получать в связи с осуществлением полномочий судьи не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) от физических и юридических лиц.

Подарки, полученные судьей в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью или собственностью субъекта Российской Федерации и передаются судьей по акту в суд, в котором он занимает должность судьи, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Судья, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, со служебной командировкой и с другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;

11) принимать без разрешения соответствующей квалификационной коллегии судей почетные и специальные (за исключением научных и спортивных) звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств, политических партий, иных общественных объединений и других организаций;

12) выезжать в служебные командировки за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Совета судей Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации с соответствующими судами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

13) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов действующих на территории Российской Федерации иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их структурных подразделений, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации с соответствующими судами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

14) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования трудового спора.

4.

Судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 лет (для женщин – 50 лет), вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, может быть назначен на должность уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя, заниматься адвокатской и нотариальной деятельностью.

На судью, пребывающего в отставке, независимо от возраста и судейского стажа не распространяются требования, установленные подпунктами 1, 11 и 12 пункта 3 настоящей статьи.

В период осуществления деятельности, которой судья, пребывающий в отставке, вправе заниматься в соответствии с настоящим пунктом, на него не распространяются гарантии неприкосновенности, установленные статьей 16 настоящего Закона, членство указанного судьи в судейском сообществе на этот период приостанавливается.

Статья 3 дополнена пунктом 5 с 25 октября 2019 г. – Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 197-ФЗ

5. Судья, пребывающий в отставке, вправе быть медиатором, судебным примирителем.

Источник: https://base.garant.ru/10103670/5ac206a89ea76855804609cd950fcaf7/

Конфликт интересов, препятствующий осуществлению полномочий судьи

Личная заинтересованность судьи

Леденских, И. И. Конфликт интересов, препятствующий осуществлению полномочий судьи / И. И. Леденских. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2020. — № 6 (20). — С. 15-19. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/171/5243/ (дата обращения: 09.12.2020).



В настоящей статье рассматривается понятие, основание и содержание конфликта интересов в деятельности судей.

Автор приходит к выводу о необходимости создания специального органа (комиссии), который консультирует судей по вопросам наличия или отсутствия конфликта интересов в каждом судебном органе и о необходимости более четкого законодательного определения критериев толкования понятия и оснований возникновения конфликта интересов.

Ключевые слова: суд, судья, этика, мораль, этика судей, кодекс судейской этики.

В настоящее время моральные нормы, принципы и фундаментальные основы деятельности судей приводят к повышенному вниманию вопроса их профессиональной этики. Сфера судебной системы Российской Федерации сформировала определённые особенности должного поведения судей как в служебной, так и в неслужебной деятельности.

Рассмотрение дела беспристрастным и объективным судом обеспечивает институт отводов и самоотводов, закреплённый в процессуальном законодательстве и также закрепление в Кодексе судейской этики (Далее — Кодекс) обстоятельств, влекущих возникновение конфликта интересов [1].

Судебная власть является частью государственной власти, реализация которой связана с определенными коррупционными рисками.

Конфликт интересов между участниками всякого судебного разбирательства рассматривается как один из коррупционных рисков, который создает условия для совершения правонарушений коррупционной направленности судьями.

Проанализировав влияние права и этики на предупреждение конфликта интересов возможен прежде всего через определение особенностей имплементации международных принципов и норм в антикоррупционное законодательство РФ.

Например, согласно Международного кодекса поведения государственных должностных лиц (12 декабря 1996 г.

) под «коллизией интересов» понимается неподобающее извлечение личных выгод или личных (финансовых) выгод для своих семей, раскрывается через перечень обязанностей должностных лиц, в том числе и представителей судебной власти.

Следует обратить внимание на то, что в законодательстве РФ используется термин «конфликт интересов», а не закрепленный в международных принципах и нормах фактически тождественный термин — «коллизия интересов». [2] По вопросу такого расхождения в названиях одного явления в теории существуют разные точки зрения.

Отдельные авторы рассматривают указанные термины как синонимы. Другие обращают внимание на то, что суть соотношения этих понятий выражается логической связью «предпосылка — следствие»: противоречия интересов неизбежно ведут к конфликту интересов [6].

Представляется, что содержание термина «коллизия интересов», используемого в международном законодательстве, и «конфликта интересов», применяемого в законодательстве Российской Федерации, тождественны.

Речь идет только об особенностях перевода, поэтому можно говорить об одном и том же явлении, а следовательно, о том, что эти понятия синонимичны [3].

В международном законодательстве отсутствуют специализированные акты, посвященные только урегулированию конфликта интересов. Более того, международные правовые принципы и нормы не определяют понятие «конфликт интересов» («коллизия интересов»). Конфликт интересов раскрывается посредством описания его содержания.

Анализ международных принципов и норм дает возможность выделить два направления правового регулирования конфликта интересов в зависимости от предметной области, в нормах и принципах которой раскрывается содержание конфликта интересов: определение конфликта интересов через антикоррупционные принципы и нормы; определение конфликта интересов через требования к поведению лиц, наделенных властными полномочиями [4].

Поэтому, этическое регулирование осуществляется через требования, в том числе антикоррупционные, предъявляемые к должностным лицам. В наиболее обобщенном виде средства регулирования конфликта интересов закреплены в Бангалорских принципах поведения судей (Гаага, 26 ноября 2002 г.).

На предупреждение возникновения конфликта интересов направлено применение нескольких принципов: независимость, объективность, честность, неподкупность и равенство. конфликта интересов и конкретизация мер, направленных на его предотвращение, закреплены в четвертом принципе «Соблюдение этических норм».

Понятие конфликта интересов раскрывается через такие существенные признаки, как предпочтение судьи, предвзятое отношение, личный интерес как судьи, так и членов семьи судьи или любых других лиц.

Предотвращение конфликта интересов осуществляется посредством установленных запретов и ограничений как для него, так и для членов его семьи.

Особо следует обратить внимание на Рекомендации Комитета министров Совета Европы № R (2000) о кодексах поведения для государственных служащих (принята на 106-й сессии Комитета Министров 11 мая 2000 г.).

этических категорий в международных принципах и нормах применительно к конфликту интересов раскрывается через определённые запреты, ограничения, обязывания. В деятельности международных и межправительственных организаций этические нормы также самостоятельно не выступают в качестве критерия оценки поведения судьи.

Например, в Рекомендациях Совета Европы [7], касающихся права на справедливое судебное разбирательство и правовую помощь в государствах Африки, устанавливается, что единственным критерием при назначении на судейскую должность должна быть пригодность кандидата для данной должности, основанная на высоких моральных качествах, соответствующей подготовке или образовании и способностях. Именно они должны быть обеспечены объективными критериями оценки. В рамках проводимого исследования интересным представляется План действий по борьбе с коррупцией для государств Азии и Океании.

Правовое закрепление объективных критериев морали для урегулирования той или иной группы правоотношений, в том числе в поведении судьи, влечет включение в правовые нормы оценочных этических понятий: честность, добропорядочность, гуманизм и т. д.

Эти моральные категории могут быть по-разному оценены представителями различных профессий, социальных групп, национальностей и т. д.

Обоснованное отнесение этики, которая традиционно является элементом морали, как философской категории к социальному индикатору дает возможность определить ее соотношение с правом.

В Программе международного научного мониторинга проявлений коррупции (МОНКОР) этические показатели относятся к социальным индикаторам, отражающим фоновые характеристики коррупционных преступлений. В частности, с позиции этики преобладание того или иного индикатора свидетельствует об уровне коррупциогенности (коррупционного поражения) определенного элемента судебной системы.

Но при этом этические нормы не могут быть частью правового регулирования. Они не используются для описания тех явлений, которые требуют объективных критериев оценки, не несут в себе самостоятельную смысловую нагрузку.

Этические нормы есть индикатор оценки коррупционных рисков. Соблюдение этических норм снижает коррупционные риски в профессиональной деятельности судьи.

В законодательстве Российской Федерации отсутствует последовательное регулирование конфликта интересов посредством системы социального регулирования.

Единый подход к предупреждению коррупции в судебной системе возможен посредством единых правил правового регулирования для всех субъектов, непосредственно связанных как с осуществлением правосудия, так и с деятельностью по ее обеспечению.

Поэтому изменения в правовом регулировании в отношении государственных служащих суда по конфликту интересов возможно применить и для судей посредством соответствующих изменений закрепления дефиниций «конфликт интересов» и «личная заинтересованность» в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» [8].

конфликта интересов в виде системы обязанностей, запретов и ограничений содержится в этическом кодексе. В ст. 6 Кодекса судейской этики закреплены требования к судье, направленные на обеспечение его статус.

В ч. 1 предусмотрены общие требования для судьи следовать высоким стандартам морали и нравственности, быть честным, в любой ситуации сохранять личное достоинство, дорожить своей честью, избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти и причинить ущерб репутации судьи.

Далее в нормах Кодекса содержатся объективные критерии оценки такого поведения в виде запретов и ограничений для судьи при осуществлении служебных полномочий и во внеслужебной деятельности, направленные на предупреждение возникновения конфликта интересов (ч. 3 ст.

6). В последующем рассмотренные обязанности, запреты и ограничения дублируются отраслевым процессуальным законодательством. Представляется, что этические кодексы не должны раскрывать конкретные обязанности, запреты и ограничения, связанные с конфликтом интересов.

Кодекс судейской этики как неправовой регулятор должен включать этические категории в виде честности, добросовестности и другие качества, необходимые судье для того, чтобы не только избежать возникновение конфликта интересов, но и принять оптимальные меры для его урегулирования. Отсутствие рассмотренных этических качеств не влечет и объективно не может влечь дисциплинарную, уголовную, административную, гражданско-правовую ответственность. Но моральное порицание может влиять на дальнейшее продвижение судьи при продолжении им карьеры.

В качестве примера можно привести опыт Казахстана. Кодекс судейской этики Республики Казахстан от 21 ноября 2016 г. представляет собой систему правил служебной этики судьи и включает преимущественно этические нормы их поведения, оценка которых влияет на карьерный рост судьи [9].

В качестве примера из судебной практики возможно обратиться к ситуации, в которой судья своими действиями привел к возникновению у сторон убеждения в личной заинтересованности судьи.

Судья допустил внепроцессуальное общение с одной из сторон как лично, так и посредством телефонных переговоров. Такое поведение судьи вызвало недоверие у участников процесса.

В рассмотренном примере несоблюдение этических норм во внеслужебной деятельности судьи привело к созданию ситуации, воспринимаемой сторонами как личная заинтересованность судьи, связанная с нарушением ст. 3 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

Судья был привлечен к ответственности в виде предупреждения. При оценке поведения судьи квалификационные коллегии учитывают соблюдение последним необходимых требований в ситуации возникновения конфликта интересов.

Например, судья при рассмотрении дела с участием близкого родственника председателя суда уведомил стороны о сложившейся ситуации и разъяснил им право на отвод.

Судья проявил компетентность и профессионализм, поскольку он должен учитывать не только внутреннюю убежденность в отсутствии личной заинтересованности, но и объективное восприятие спорной ситуации сторонами.

Сложившаяся ситуация объективно могла восприниматься сторонами как отсутствие беспристрастности со стороны судьи и возможность повлиять на справедливое решение со стороны председателя суда. Закон не содержит запрета на рассмотрение дела в такой ситуации, поэтому заявлять самоотвод судья не должен [10].

Соблюдение рассматриваемого порядка оценивается как исполнение судьей правовых предписаний в отношении конфликта интересов. На основании теоретического подхода, основанного на интегративном понимании права, с учетом особенностей правоприменительной практики предлагаем теоретическую модель регулирования конфликта интересов в деятельности судьи.

Этическое регулирование должно обеспечиваться посредством закрепления в этических кодексах, представляющих собой систему этических требований к поведению судьи как носителя судебной власти. Нарушение этических норм должно влечь порицание со стороны органов судебного сообщества, но не являться основанием для наступления юридической ответственности.

Этические нормы как оценочные характеристики учитываются при решении вопроса о переназначении судьи; в качестве дополнительных обстоятельств при решении вопроса о характере и мере ответственности судьи.

Правовое регулирование конфликта интересов должно включать систему запретов, ограничений, несоблюдение которых в зависимости от характера и наступивших последствий предполагает определённую ответственность (уголовную, гражданскую, административную, дисциплинарную).

запретов, ограничений предполагает закрепление в законодательстве исключающих дублирование одинаковых правовых норм.

Стоит отметить, что эксперты учреждённой Советом Европы Группы государств против коррупции порекомендовали возвратить данные этические положения в Кодекс судейской этики, так как они прямо затрагивают фундаментальные принципы осуществления правосудия — беспристрастность и честность судей [11].

По общему мнению, отказ судейского сообщества от закрепления в Кодексе норм о конфликте интересов идёт в противоречие не только с международным законодательством, но и с национальной политикой РФ, направленной на противодействие коррупции в органах государственной власти.

Таким образом, предлагается создание на примере Тамбовской области специального органа, который консультирует судей по вопросам наличия или отсутствия конфликта интересов.

Данный орган в указанном регионе показывает положительную статистику — в 2019 году было зарегистрировано девяносто четыре обращения судей (при штатном количестве судей в Тамбовской области) по поводу возможного конфликта [12].

То есть актуальность создания такого органа показывает то, что практически каждый 4 судья в регионе имел опыт обращения в него.

Кроме того, существует множественная практика передачи дел районными и мировыми судьями в суды других районов именно по причине широкого толкования конфликта интересов [13]. Судьи «самоустраняются» и заявляют о самоотводе, хотя участники процесса самостоятельно не предъявляли возражений по поводу рассмотрения дела этим судьей.

Исходя из этого, одним консультированием эту проблему решить представляется практически невозможным, поэтому вторым предложением является необходимость в законодательном закреплении границ толкования понятия конфликта интересов в деятельности судей и определить более четкие критерии конфликта интересов.

Литература:

Источник: https://moluch.ru/th/9/archive/171/5243/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.